ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-795/20 от 19.08.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-795/2020

г. Уфа 19 августа 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора акционерного общества «Водоснабжающая компания» ФИО2 на решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1№... от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Водоснабжающая компания», оставлено без изменения, жалоба директора акционерного общества «Водоснабжающая компания» ФИО2 – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1№... от дата акционерное общество «Водоснабжающая компания» (далее – АО «ВСК», общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренном ч.11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан дата по жалобе директора АО «ВСК» ФИО2 вынесено вышеприведенное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, директор АО «ВСК» ФИО2 просит постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1№... от дата и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

Представитель Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 в судебном заседании жалобу обоснованной не признала.

Законный представитель и защитник АО «ВСК» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание не поступило, ходатайств об отложении также не представлено. При данных обстоятельствах считаю необходимым рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившееся лицо, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 11 ст.8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.

В силу определений, данных в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Согласно п. 6 ст. 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п. 5 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04 марта 2016 года № 66, для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - программа мониторинга).

Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Программа мониторинга может быть подана в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В соответствии с п. 6 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Отчет о результатах мониторинга может быть подан в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В ходе проведения внеплановой выездной проверки дата Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан
был осуществлен осмотр территории, производственной площадки №... АО «ВСК», расположенной по адресу: адрес, в присутствии представителей юридического лица по доверенности б/н от дата начальника цеха БОС ФИО4 и инженера по ООС ФИО5, в ходе которого установлено следующее.

АО «ВСК» осуществляет складирование отхода V класса опасности - осадка с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасных (код ФККО №...) сроком более чем одиннадцать месяцев в целях дальнейшей передачи на утилизацию, обезвреживание, захоронение.

Согласно п.2.3 Постоянного технологического регламента Цеха БОС, утвержденного директором АО «ВСК» ФИО2дата, осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасных образуется при механическом отстаивании сточных вод в песколовках биологических очистных сооружений АО «ВСК», а затем направляется на песковые площадки для обезвоживания. На песковых площадках происходит осаждение песка и фильтрация жидкости в дренажную систему. Отход представляет собой грязно-серое вещество, с преобладанием воды, песка и различных частичек земли и продуктов коррозии труб.

В соответствии с Пояснительной запиской Проекта 608-0-0-КО, П3.1, сточная вода канализационной насосной станцией перед очистными сооружениями подается в приемную камеру очистных сооружений, далее по лоткам подводится к песколовкам, где задерживается основная масса нерастворимых загрязнений минерального происхождения (песок). Песок из песколовок удаляется гидроэлеваторами в песковые бункеры, откуда он автомашинами вывозится на городскую свалку. Проектом принято строительство здания песковых бункеров в связи с ограниченностью территории очистных сооружений.

В ходе осмотра зафиксирован факт размещения осадка с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасных (код ФККО №...) на песковых площадках (песковые бункеры) возле БОС.

У АО «ВСК» имеются материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности, согласно которым осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод практически неопасных (код ФККО №...) размещаемый на песковых площадках Цеха БОС относится к V классу опасности.

Таким образом, песковые площадки производственной площадки №... «Цеха БОС» являются объектами размещения отходов, которые не включены в ГРОРО.

Мониторинг состояния подземных грунтовых вод, атмосферного воздуха, почвенного покрова в пределах воздействия объекта размещения отходов - песковых площадок производственной площадки №... «Цеха БОС», расположенных по адресу: РБ, адрес, не производится с 2016 года по настоящее время.

У АО «ВСК» отсутствует программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов АО «ВСК» и в пределах их воздействия на окружающую среду, а также АО «ВСК» не утвержден и не направлен в Управление в установленный срок отчет о результатах мониторинга воздействия объекта размещения отходов песковых площадок производственной площадки №... «Цеха БОС», расположенных по адресу: адрес.

Данный объект размещения отходов (песковые площадки производственной площадки №... «Цеха БОС», расположенные по адресу: РБ, адрес) в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) не внесен.

Установив нарушения требований природоохранного законодательства, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО6 в отношении АО «ВСК» дата был составлен протокол об административном правонарушении №...-О/НР.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1№... от дата общество привлечено к административной ответственности, предусмотренном ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ, и вина АО «ВСК» подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении №... от дата (т.1 л.д. 135-138); приказом о проведении плановой выездной проверки от дата№...-П (т.1 л.д.107-110); предписанием об устранении выявленных нарушений №... от дата (т.1 л.д.121-122) и иными материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о том, совершенное обществом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что АО «ВСК» своевременно предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований норм действующего законодательства, суду не представлено. Доказательств отсутствия у юридического лица возможности соблюдения требований законодательства в материалах дела также не имеется.

Доводы жалобы о том, что обнаруженные проверкой на песковых площадках отходы размещались там менее 11 месяцев и поэтому внесение данных площадок «Цеха БОС» в государственный реестр объектов размещения отходов не требовалось, являются необоснованными, поскольку согласно статистическим отчетам на начало 2016 года у общества имелось 128,683 т отходов, на конец 2016 года – 178,481 т, на конец 2017 года - 240,9 т, на конец 2018 года – 269,1 т, на конец августа 287,505 т. То обстоятельство, на которое ссылается заявитель, что в октябре 2019 года 280 т отходов передано физическому лицу, не опровергает того факта, что отходы размещались на песковых площадках более 11 месяцев.

Утверждения заявителя в жалобе о том, что проверкой с помощью специалистов установлено, что объект размещения отходов не оказывал негативного воздействия на окружающую среду, внутренний мониторинг состояния окружающей среды обществом проводился, на законность обжалуемых актов не влияют, поскольку доказательствами по делу подтверждено, заявителем не отрицается, что у юридического лица программа мониторинга отсутствовала, ежегодный отчет о результатах мониторинга в орган Росприроднадзора не направлялся.

Иные доводы жалобы аналогичны позиции заявителя в суде предыдущей инстанции, опровергнуты по мотивам, изложенным в судебном решении. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.

Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «ВСК» допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1№... от дата и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Водоснабжающая компания» оставить без изменения, жалобу директора акционерного общества «Водоснабжающая компания» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Б. Соболева

Справка: судья Фархутдинова А.Г.