Дело № 21-800/2016
Судья Иванов Н.Г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
27 октября 2016 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица – генерального директора ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике ФИО2 от 10 августа 2016 года № 05-001 и решение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 12 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.12.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Чебоксарский речной порт»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике ФИО2 № 05-001 от 10 августа 2016 года Акционерное общество «Чебоксарский речной порт» (далее – АО «Чебоксарский речной порт», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.12.1 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250000 рублей.
Решением судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 12 сентября 2016 года постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными решениями по делу, законный представитель юридического лица – генеральный директор ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить постановление должностного лица Росприроднадзора и решение судьи с прекращением производства по делу, ссылаясь при этом на законность использования Обществом участка береговой полосы под выгрузку и временное хранение нерудных строительных материалов.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, заслушав защитника Пастухову М.В., поддержавшую доводы жалобы, мнение представителей Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике ФИО3 и ФИО4 об оставлении жалобы без удовлетворения, прихожу к следующим выводам.
В силустатьи 8.12.1 КоАП РФ несоблюдение условия обеспечения свободногодоступаграждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с требованиямичастей 1,2,6и8 статьи 6Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты (к числу которых отнесены каналы (ч. 2 ст. 5данного Кодекса), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящимКодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящимКодексом, другими федеральными законами; полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом административного органа и судьей районного суда, 24 июня 2016 года специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике во исполнение приказа Управления от 24 июня 2016 г. № 730 проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование по маршруту: земельные участки, расположенные в водоохранной зоне по правому и левому берегам р. Сура Ядринского района Чувашской Республики от точки с географическими координатами <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы до точки с географическими координатами <данные изъяты> северной широты <данные изъяты> восточной долготы. На момент осмотра 24 июня 2016 г. на земельном участке, расположенном согласно публичной кадастровой карте в кадастровом квартале <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, на расстоянии около 600 м ниже по течению от нового моста через р. Сура, в двадцатиметровой береговой полосе по правому берегу р. Сура в пределах 31,7- 32,15 км судового хода по Атласу ЕГС ЕЧ РФ том 5 издание 2014 г. АО «Чебоксарский речной порт» осуществлялись выгрузка доменного щебня и размещение его отвала. Выгрузка производилась с использованием сухогрузного теплохода <данные изъяты> и плавкрана «<данные изъяты>. В ходе осмотра специалистами Управлением выявлено нарушение требований статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в ограничении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе – р. Сура.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении АО«Чебоксарский речной порт»требований ч. 1,2, 6, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что АО«Чебоксарский речной порт»не предприняло всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Факт совершения АО«Чебоксарский речной порт» вмененного ему административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждены совокупностью доказательств, исследованных должностным лицом при вынесении постановления об административном правонарушении, а также судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, в том числе определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 5 июля 2016 года, актом планового (рейдового) осмотра, обследования № от 24 июня 2016 года с фототаблицей; договором поставки № от ДД.ММ.ГГГГ; Актом выгрузки шлака № от ДД.ММ.ГГГГ; Актом № о погрузке щебня доменного № фракции 40-70 для дорожного строительства; протоколом об административном правонарушении № 05-01 от 3 августа 2016 года и другими материалами дела.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о нарушении АО«Чебоксарский речной порт» указанных выше требований законодательства, действия юридического лица правильно квалифицированы по статье 8.12.1 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судом первой инстанции установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
В обоснование незаконности принятых по делу постановления и решения автор жалобы ссылается на положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ), в соответствии с которыми выгрузка щебня осуществлялась береговую полосу за пределами населенных пунктов и при наличии специального разрешения, предусмотренного статьей 10 КВВТ РФ.
Указанные доводы жалобы не принимаются.
В соответствии со статьей 10 КВВТ РФ за пределами территорий поселений организации внутреннего водного транспорта по согласованию в части обеспечения безопасности судоходства с администрациями соответствующих бассейнов внутренних водных путей вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу, установленную в соответствии с водным законодательством, при этом администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 71 утверждено Положение об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации", согласно которому на временное пользование участком береговой полосы в целях, указанных в пункте 6 Положения, бассейновый орган, в ведении которого находится этот участок береговой полосы, выдает юридическому или физическому лицу разрешение на срок, устанавливаемый этим органом.
Письмом от 9 сентября 2014 года № 4/5015 Средневолжским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству согласована деятельность ОАО «Чебоксарский речной порт» на навигацию 2015-2019 годов по размещению временных участков выгрузки и проведению работ по выгрузке нерудных строительных материалов, в том числе на правый берег р. Сура на отрезе <данные изъяты> км. судового хода, указанное согласование удостоверяет соответствие представленной заявителем документации требования. законодательства РФ в области рыболовства и сохранения биологических ресурсов и среды их обитания.
Протоколом заседания бассейновой комиссии по согласованию и выдаче технических условий, действующей при Управлении ФБУ <данные изъяты> 15 апреля 2016 года согласовано выделение АО «Чебоксарский речной порт» участка акватории внутренних водных путей на траверзе <данные изъяты> основного судового хода р. Сура у правого берега, а протоколом бассейнового органа от 28 декабря 2015 года согласовано временное использование береговой полосы для хранения и выгрузки нерудных материалов в навигацию 2016 года.
Однако указанные согласования не являются разрешением бассейнового органа на пользование береговой полосы, предусмотренным статей 10 КВВТ РФ, и на момент рассматриваемых событий не предоставляли ОАО «Чебоксарский речной порт» право на занятие береговой полосы способом, ограничивающим свободныйдоступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе и пребывание на ней.
Иные содержащиеся в жалобе доводы не содержат аргументов, опровергающих выводы суда, не свидетельствуют о незаконности принятого по делу постановления, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении АО«Чебоксарский речной порт» к административной ответственности не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике ФИО2 от 10 августа 2016 года № 05-001 и решение судьи Ядринского районного суда Чувашской Республики от 12 сентября 2016 года, вынесенные в отношении Акционерного общества «Чебоксарский речной порт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.12.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев