ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-802/17 от 20.09.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 20 сентября 2017 года по делу №21-802/2017

Судья Тедеева Е.А.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием заместителя начальника управления, заведующего отделом правового обеспечения управления правовой и аналитической работы Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО2,

представителей ООО «ТПК «Инфокар» ФИО3 и ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

20 сентября 2017 года

жалобу начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО10 на решение судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 19 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Инфокар» (далее - ООО «ТПК «Инфокар» либо Общество),

установил:

постановлением заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТПК «Инфокар» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе ООО ««ТПК «Инфокар» на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Раздольненского районного суда Республики Крым от 19 июля 2017 года постановлено решение, которым восстановлен ООО «ТПК «Инфокар» срок обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, и данное постановление отменено, а производство по делу прекращено.

Не согласившись с решением судьи районного суда, начальник Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил его отменить, постановление начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права, и неправильно оценил установленные обстоятельства.

Лиц, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав должностное лицо контрольного органа ФИО2, поддержавшего жалобу, представителей ООО «ТПК «Инфокар» ФИО3 и ФИО4, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, приказом заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. /П назначена внеплановая выездная проверка ООО «ТПК «Инфокар» с целью осуществления контроля и надзора за соблюдением требований в области землепользования. Срок проведения проверки 5 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный приказ о проведении проверки был согласован ДД.ММ.ГГГГ с органами прокуратуры.

Из акта проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проведения внеплановой проверки ООО «ТПК «Инфокар» установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами: по угодьям пашня площадью <данные изъяты> га, по угодьям пашня площадью <данные изъяты> га, по угодьям пашня площадью <данные изъяты> га (общей площадью <данные изъяты> га), находящиеся в пользовании ООО «ТПК «Инфокар», и расположенные в районе <адрес>, произведено дискование почвы: земельные участки с кадастровыми номерами по угодьям пашня площадью <данные изъяты> га, по угодьям пашня площадью <данные изъяты> га обработаны частично, приблизительно на 50%; земельный участки с кадастровыми номерами: по угодьям пашня площадью <данные изъяты> га, по угодьям пашня площадью <данные изъяты> га, по угодьям пашня площадью <данные изъяты> га, по угодьям пашня площадью <данные изъяты> га, по угодьям пашня площадью <данные изъяты> га (общей площадью <данные изъяты> га), находящиеся в пользовании ООО «ТПК «Инфокар» и расположенные в районе <адрес>, заросли сорной и степной растительностью. На вышеуказанных земельных участках сельскохозяйственного назначения не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы. Все земельные участки в августе 2016 года были обработаны гербицидом сплошного действия «гелиос-экстра». Не представлен договор на проведение агрохимического и эколого-токсилогического обследования земель сельскохозяйственного назначения.

На основании указанного акта проверки специалистом-экспертом, государственным инспектором Черноморского межрайонного отдела Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО5 в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по признакам ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ/ЗН-РК ООО «ТПК «ИНФОКАР» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 руб.

Диспозицией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной, эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, составляет невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

В соответствии с ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях сохранности земель собственники земельных участков, землепользователи. землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации п" загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Ст.12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться. способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение. деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земли, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Ст.42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки только в строгом соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

В силу ч.1, 2 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ч.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Прекращая производство по административному делу, судья районного суда руководствовался тем, что в действиях ООО «ТПК Инфокар» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 20 мая 2016 г. между ООО «ТПК «Инфокар» и ООО «Преображенское» заключено соглашение о сотрудничестве, согласно которого ООО «ТПК «Инфокар» принимает на себя обязательство за свой счет и своими силами обработать землю и использовать по своему усмотрению земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> поименованные в Реестре земельных участков (Приложение №1) указанные на карте полей (Приложение №2).

При этом ООО «ТПК «Инфокар» принимает на себя права и обязательства по обработке и использованию земли, а также оплате арендных платежей на весь период действия договоров аренды земельных участков с момента государственной регистрации.

01 августа 2016 года ООО «ТПК «Инфокар» заключены договора аренды земли с собственниками земельных участков, указанных в договоре о сотрудничестве. П.3.1 данных договоров аренды определен срок действия договора - с 15 августа 2016 года, сроком на 11 месяцев.

Таким образом, право пользования земельными участками, в отношении которых проводилась внеплановая выездная проверка у ООО «ТПК «Инфокар» возникло с 15 августа 2016 года.

ООО «ТПК Инфокар» разработан план мероприятий по обработке земельных участков с указанием конкретных мероприятий и определением сроков проведения указанных мероприятий. План составлен главным агрономом ООО «ТПК Инфокар» и утвержден директором ООО «ТПК «Инфокар». Указанный план мероприятий был предоставлен при проведении проверки.

16 октября 2016 года ООО «ТПК Инфокар» подано заявление в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр агрохимической службы «Крымский» о проведении комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании ООО «ТПК «Инфокар» на территории Славновского сельского совета Раздольненского района Республики Крым.

В Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ зафиксированы вышеуказанные нарушения.

Согласно исх. от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ТПК «Инфокар» направлена информация о том, что на период с 11 по 12 ноября 2016 года произведено дискование почвы тяжелыми дисками на площади <данные изъяты> гектар, начато дискование иных земельных участков. Согласно плана мероприятий на данных земельных участках запланировано проведение боронования с целью удаления остатков сорной растительности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 369 утвержден печень признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации. К таким признакам в частности относятся следующие: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственны угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляв свыше 20 процентов площади земельного участка.

В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также в акте осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ не отражена площадь зарастания земельных участков сорной растительности - не указано носит ли зарастание очаговый характер или представляет собой сплошной участок.

Факт того, что на момент проверки не осуществлялись работы по возделыванию сельскохозяйственных культур, не может свидетельствовать о наличие признаков вменяемого Обществу правонарушения, поскольку посев сельскохозяйственных культур производится с учетом особенностей выращивания сельскохозяйственных культ. Доказательств того, что какие-либо сельскохозяйственные культуры должны быть посажены до момента проведения проверки, в материалах дела отсутствуют, и Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым суду первой так и в суд апелляционной инстанции не представлено.

Работы по обработке земельных участков проводились согласно плана ООО «ТПК «Инфокар» и с учетом установленных сроков, о чем свидетельствует, в том числе зафиксированный в акте проверки факт дискования площади земельных участков в установленный планом срок.

С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что судья районного суда обосновано пришел к выводу о том, что Общество имело возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства в целях исполнения надлежащим образом своих публично- правовых обязанностей, при этом Обществом были приняты все возможные и необходимые меры по выполнению комплекса обязательных мероприятий по сохранению почв и плодородия. Как при проведении проверки, так и при рассмотрении дела ООО «ТПК «Инфокар» предоставлены документы, свидетельствующие о том, им предпринимались меры по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Как полагает должностное лицо контрольного органа, объективная сторона вменяемого ООО «ТПК «Инфокар» правонарушения состоит в бездействии в части неиспользования земельных участков с кадастровыми номерами , , , .

Данным доводом судья районного суда дал оценку, исходя из анализа указанных выше норм, с которой оснований не согласиться нет.

Таким образом, жалоба должностного лица контрольного органа не подлежит удовлетворению, а судебный акт отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 оставить без удовлетворения,

решение судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 19 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торгово-промышленная компания «Инфокар», - без изменения.

Судья В.В. Агин