Судья Веселова Е.Г. Дело № 21-805/2015
Р Е Ш Е Н И Е
02 февраля 2016 года г. Барнаул, пр-т Ленина, 25
Судья Алтайского краевого суда Вегель А.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Бийский речной порт» Ф. на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Бийский речной порт» Ф. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай С. от ДД.ММ.ГГ №***, которым
генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Бийский речной порт» Ф., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, проживающий по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай С., ДД.ММ.ГГ в ходе плановой проверки соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Бийский речной порт» (далее – ООО «Бийский речной порт», порт) эксплуатирует наплавной мост (понтонная переправа), состоящий из пяти барж проекта Р-942а, расположенный на 18 км от устья реки Бия в г.Бийске и служащий для проезда автотранспорта от ул. Песчаный карьер до ул.Кожзаводская, не имея договора водопользования для использования части акватории реки Бия для размещения водной переправы.
Действия генерального директора ООО «Бийский речной порт» Ф. квалифицированы по ст.7.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела должностным лицом вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым генеральный директор ООО «Бийский речной порт» Ф. обратился с жалобой в городской суд, указав на то, что порт осуществляет деятельность по судоходству в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и в соответствии со ст.10 данного Кодекса получило согласование по размещению понтонного моста в ФБУ «Администрация Обского БВП» в форме графика разводки понтонного моста. Предоставление водного объекта в пользование по договору водопользования противоречит Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации, так как участок внутренних водных путей не может быть передан по договору водопользования. Наплавной мост является несамоходным транспортным средством. На момент передачи (1996 год) понтонного моста ООО «Бийский речной порт» он был функционирующим объектом.
Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 08 декабря 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «Бийский речной порт» Ф. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Ф. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, настаивая на прежних доводах. Полагает, что наплавной мост является объектом инфраструктуры внутренних водных путей, обеспечивающим судоходство по внутренним водным путям, и относится, в том числе, к иным плавучим объектам, эксплуатируемым на водных путях Российской Федерации. Учитывая положения ч.1 ст.7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и ч.2 ст.12 Водного кодекса Российской Федерации, участок водной акватории, относящийся к водным путям, не может быть передан по договору водопользования физическим или юридическим лицам.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, выслушав генерального директора ООО «Бийский речной порт» Ф., настаивавшего на удовлетворении жалобы, не нахожу оснований для отмены решения судьи.
Согласно ст.7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст.9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В силу ч.ч.1-3 ст.11 того же Кодекса на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Положениями частей 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых водные объекты предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, и в каких случаях не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно ч.4 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
В силу Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года №54, Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Алтайского края, в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением тех, которые предоставляются для обороны страны и безопасности государства (пункт 2.1.2.1).
Судьей установлено, что река Бия, на которой расположен наплавной мост, является федеральной собственностью.
На основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай от 23 июля 2015 года *** проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Бийский речной порт» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что ООО «Бийский речной порт» эксплуатирует наплавной мост (понтонная переправа), состоящий из пяти барж проекта Р-942а, расположенный на 18 км от устья реки Бия в г.Бийске, без договора водопользования для использования части акватории реки Бия для размещения водной переправы. Наплавной мост служит для проезда автотранспорта от ул. Песчанный карьер до ул. Кожзаводская, предназначен для эксплуатации круглый год с необходимой разводкой для пропуска осенне-весеннего ледохода. Проезд по понтонной переправе платный.
Приказом *** от ДД.ММ.ГГ генеральным директором ООО «Бийский речной порт» назначен Ф. (л.д.39-40).
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГ №АТВ-235 (л.д.9-20); протоколом об административном правонарушении №АТВ-235/4 от ДД.ММ.ГГ (л.д.66-68); ответом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (л.д.49-50).
Указанные доказательства в совокупности получили в решении судьи надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.2, ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой, не имеется.
Следовательно, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО «Бийский речной порт» Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ.
При этом судьей обоснованно отклонен довод жалобы о том, что наплавной мост является объектом инфраструктуры внутренних водных путей, в связи с чем заключение договора водопользования не требуется.
В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
Под инфраструктурой внутренних водных путей в той же статье понимается совокупность объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя, места убежища, средства навигационного оборудования, объекты электроэнергетики, сети связи и сооружения связи, системы сигнализации, информационные комплексы и системы управления движением судов, суда технического флота (суда, предназначенные для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием внутренних водных путей работ), и иных обеспечивающих их функционирование объектов.
В данном случае наплавной мост (понтонная переправа), состоящий из пяти барж проекта Р-942а, расположенный на 18 км от устья реки Бия в г.Бийске, функционирует круглый год, за исключением периода ледохода, соединяет автодороги по ул. Песчаный карьер и ул.Кожзаводская в г.Бийске и используется для проезда автомобильного транспорта и пешеходов, получения прибыли ООО «Бийский речной порт». Согласно представленным Ф. свидетельствам о праве собственности на судно баржи, из которых состоит наплавной мост, зарегистрированы как несамоходное судно, секция наплавного моста (л.д.12-16). То есть данное сооружение (наплавной мост) не используется ООО «Бийский речной порт» в целях судоходства и не является объектом обеспечивающим судоходство по внутренним водным путям.
То обстоятельство, что ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» согласовало с ООО «Бийский речной порт» график разводки наплавного моста для пропуска судов внутреннего водного транспорта, а также маломерных судов, не освобождает ООО «Бийский речной порт» от обязанности представить в Главное управление природных ресурсов и экологии заявку с перечнем необходимых документов для заключения договора водопользования для использования акватории водного объекта для размещения наплавного моста. Имеющийся в материалах дела договор водопользования от ДД.ММ.ГГ*** право на размещение наплавного моста на 18 км от устья реки Бия в г.Бийске не предоставляет (л.д.21-30).
По тому же основанию не принимается во внимание ссылка Ф. на то, что река Бия включена в перечень внутренних водных путей.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность (п.1 ст.1 названного Кодекса).
При этом положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не освобождают от обязанности соблюдать требования Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающего в ч.1 ст.11, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов на основании договоров водопользования.
Использование акватории водного объекта для размещения наплавного моста не входит в перечень случаев, закрепленный в ч.3 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации, при наличии которых не требуется заключение договора водопользования. Не отнесено к таким случаям и включение водного объекта в перечень внутренних водных путей.
Наличие постановлений администрации города Бийска от 20 июня 1996 года № 629 «О передаче понтонного моста через реку Бия» и от 13 апреля 2000 года №885 «О введении в эксплуатацию понтонного моста через реку Бия и взимания платы за проезд» не опровергает выводы судьи, так как администрация города Бийска не наделена полномочиями по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, в пользование физическим или юридическим лицам.
Существенных нарушений процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, в постановлении должностного лица допущена ошибка при отражении места регистрации Ф., указано: «<адрес>» вместо «<адрес>», в связи с чем постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай от 04 сентября 2015 года №*** подлежит уточнению в данной части.
Руководствуясь ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 08 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу Ф. – без удовлетворения.
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай С. от ДД.ММ.ГГ №*** уточнить, указав место регистрации Ф. - «<адрес>».
Судья А.А. Вегель