Судья Смирнов А.Г. дело № 21-807/2015
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев 30 декабря 2015 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 октября 2015 года, которым
постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о признании ... Межрайонной ИФНС ...ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения,
установил:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок УФАС по Республике Коми <Номер обезличен> от <Дата обезличена>... Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ... ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в Сыктывкарский городской суд с жалобой, в которой просил постановление УФАС по Республике Коми <Номер обезличен> от <Дата обезличена> отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью состава правонарушения, а также его малозначительностью.
В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 участия не принял.
Представители ФИО1 ФИО2 и ФИО3 доводы жалобы поддержали.
Представитель УФАС по РК ФИО4 возражала против удовлетворения жалобы.
Судья вынес указанное выше решение.
В жалобе в Верховный суд Республики Коми ФИО1 с решением судьи не согласился, указав о его незаконности.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о рассмотрении дела извещен, об отложении рассмотрения дела не просил, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представил.
Защитник ФИО1 Осипов В.В. доводы жалобы поддержал.
Представитель УФАС по РК ФИО4 возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Ответственность по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Из материалов дела следует, что комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок <Дата обезличена> рассмотрено обращение Межрайонной ИФНС России ... исх. от <Дата обезличена><Номер обезличен> (вх. от <Дата обезличена><Номер обезличен>) о согласовании возможности заключения государственного контракта по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона с единственным поставщиком.
По результатам рассмотрения обращения выявлены нарушения Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Объектом закупки явилась ...
Документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку... утверждена ... Межрайонной ИФНС России ... ФИО1 <Дата обезличена>.
Извещение о проведении электронного аукциона <Номер обезличен>, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru <Дата обезличена>.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, пункту 12 раздела 1 документации об электронном аукционе дата окончания срока подачи заявок - <Дата обезличена>, следовательно, с учетом положений части 4 статьи 65 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок окончания подачи участниками электронного аукциона запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе - <Дата обезличена>, дата окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе – либо <Дата обезличена>, либо <Дата обезличена>.
По делу установлено, что приказом руководителя Федеральной налоговой службы от <Дата обезличена><Номер обезличен>ФИО1 назначен на должность ....
Приказом руководителя Федеральной налоговой службы от <Дата обезличена><Номер обезличен>ФИО1 срок замещения должности ... продлен до <Дата обезличена>.
Согласно подпункту 3.3.1 пункта 3 должностного регламента ..., утвержденного руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми <Дата обезличена>, на ... инспекции возлагается организация работы по реализации возложенных на инспекцию задач, в том числе, организация и осуществление на принципах единоначалия общего руководства и контроля над деятельностью инспекции.
Документация об электронном аукционе утверждена ... Межрайонной ИФНС России ... ФИО1 <Дата обезличена>
Из постановления должностного лица УФАС по Республике Коми <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что ФИО1, ... Межрайонной ИФНС России ..., утвердил документацию об электронном аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в части:
- определения в документации об электронном аукционе даты окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, не соответствующей требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе;
- установления в документации об электронном аукционе требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе в виде обязательного предоставления участниками закупки идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, что противоречит требованиям пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе;
- установления в документации об электронном аукционе требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе в виде обязательного декларирования участниками закупки об отсутствии информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что противоречит требованиям пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, определением об отказе в удовлетворении ходатайства по делу об административном правонарушении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, письмом Коми УФАС России об отказе в согласовании возможности заключения государственного контракта от 29 <Дата обезличена><Номер обезличен>, скриншотом с официального сайта, документацией электронного аукциона, утвержденной <Дата обезличена>, иными материалами дела.
Учитывая установленные обстоятельства, судьей правомерно сделан вывод о том, что должностным лицом заказчика ... Межрайонной ИФНС ... ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в утверждении документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Порядок разъяснения документации об электронном аукционе и внесение в нее изменений, при наличии к тому оснований, определен статьей 65 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которой разъяснение положений документации об электронном аукционе, внесение в нее изменений возможно и по собственной инициативе заказчика.
Частью 4 статьи 65 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Общие положения об исчислении срока установлены статьей 191 Гражданского кодекса РФ, согласно которой течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Статьей 193 Гражданского кодекса РФ определено, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Из пункта 23 Приложения к Письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889 следует, что для расчета даты окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе. Если запрос поступает позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок (то есть за два дня или за один день), то давать разъяснения на такой запрос заказчик не должен.
Таким образом, если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день (Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2882).
Согласно документации об электронном аукционе, утвержденной ... Межрайонной ИФНС ... ФИО1 <Дата обезличена>, установлено: «Дата начала и окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе» - «с <Дата обезличена> и <Дата обезличена>» соответственно. «Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе» – «<Дата обезличена>... часов ... минут по местному времени».
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, так как установление какой-либо даты окончания срока предоставления разъяснений в аукционной документации положений статьи 65 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не нарушает, являются несостоятельными.
В соответствии с должностным регламентом ... Межрайонной ИФНС ..., утвержденного руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми <Дата обезличена>, на ... инспекции возлагается организация работы по реализации возложенных на инспекцию задач, в том числе, организация и осуществление на принципах единоначалия общего руководства и контроля над деятельностью инспекции.
Следовательно, обязанность по утверждению документации об электронном аукционе в соответствие с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» лежит на ... Межрайонной ИФНС России ... ФИО1
Доводы жалобы ФИО1 о том, что его действиями не нарушены чьи-либо права и интересы, необоснованны, поскольку несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства.
Довод жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения не является основанием к отмене решения судьи, поскольку, исходя из смысла статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью судьи. С учетом конкретных обстоятельств дела и характера охраняемых общественных отношений совершенное ФИО1 административное правонарушение нельзя признать малозначительным, основания для переоценки выводов судьи отсутствуют.
Таким образом, судья Сыктывкарского городского суда с необходимой полнотой исследовал обстоятельства дела и дал надлежащую оценку имеющимся доказательствам. Принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решение является законным и обоснованным.
Таким образом, обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сомнений не вызывает.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В жалобе не содержится таких данных о личности нарушителя, которые не были учтены должностным лицом при назначении наказания. Последнее назначено в пределах санкции части 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях и срока привлечения к административной ответственности, уполномоченным лицом и в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 3.10 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценивая назначенное наказание, оснований считать его чрезмерно строгим и определенным без учета конкретных обстоятельств дела не имеется.
Нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену постановления и решения, не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления и решения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок УФАС по Республике Коми <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья- Голиков А.А.