Дело № 21-808/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Хабаровск |
Судья Хабаровского краевого суда Куратов А.А.,
рассмотрев жалобу ФИО4 на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 04 марта 2019 года и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 11 июля 2019 года в отношении
генерального директора ООО «Прайд ДВ» ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженца <данные изъяты> проживающего по <адрес>,
привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
04 марта 2019 года заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу ФИО1 вынесено постановление о привлечении генерального директора ООО «Прайд ДВ» ФИО4 к ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Данным постановлением ФИО4 признан виновным в нарушении установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учёта алкогольной продукции при её обороте.
Нарушение выразилось в том, что генеральный директор ООО «Прайд ДВ» ФИО4 допустил внесение в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) недостоверных сведений о получателе алкогольной продукции - индивидуальном предпринимателе ФИО5, когда последний прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 28 декабря 2017 года. Фактически, осуществляя розничную продажу алкогольной продукции ФИО5 07 марта 2018г., допустил предоставление заявки 06 марта 2018г. о фиксации сведений в ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции на основании документа, не отражающего факта розничной реализации, и таким образом допустил внесение недостоверных сведений в части указания информации о документах, разрешающих и сопровождающих оборот продукции.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 11 июля 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
ФИО4 обратился в краевой суд с жалобой. В обоснование своих доводов указал, что имеющиеся в деле доказательства получили неправильную оценку, показания свидетеля ФИО5 не соответствуют действительности. При реализации товара он осуществил все зависящие от него действия по проверке ИП ФИО5. При реализации товара между ООО «Прайд ДВ» и ИП ФИО5 заключался договор поставки, подписывался акт сверки взаиморасчётов за 1 квартал 2018 г., оформлялись товарные накладные, счета-фактуры и транспортные накладные. Однако при осуществлении оптовой закупки алкогольной продукции покупатель ФИО5 ввел в заблуждение относительного своего статуса, что привело к внесению неверных сведений в ЕГАИС. Просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
В представленных письменных возражениях руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу ФИО2 просит в удовлетворении жалобы отказать.
Дело в силу положений п.4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие ФИО4, должностного лица, вынесшего постановление, ФИО1
В судебном заседании защитник Полякова К.С. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании главный специалист – эксперт юридического отдела Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу ФИО3 просит в удовлетворении жалобы отказать. Уточнила, что ЕГАИС не содержит актуальных сведений о статусе индивидуальных предпринимателях. Таки сведения содержаться на сайте ФНС России.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, проверив дело в полном объеме, судья краевого суда приходит к следующему.
Действия, выразившиеся в нарушении установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учёта алкогольной продукции при её обороте подлежат квалификации по ст. 14.19 КоАП РФ.
Под алкогольной продукцией, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ), понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно п.1 ст.14 Закона №171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В силу части 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона № 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, наряду с приемом и передачей информации, указанной в абзаце десятом настоящего пункта, должны обеспечивать прием и передачу информации о закупке, хранении и поставках такой продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Правила № 1459).
Данные Правила определяют порядок функционирования ЕГАИС.
Согласно п. 3 Правил № 1459 ЕГАИС является федеральной государственной информационной системой.
В силу п. 4 Правил № 1459 юридическое лицо – ООО «Прайд ДВ» является участником ЕГАИС.
Согласно п.п. 18, 25 п. 6 Правил № 1459 ЕГАИС должна содержать, в том числе, сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно- транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза); сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес).
На основании пункта 15 Правил № 1459 организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 21 Правил № 1459 направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
При этом в силу п. 24 Правил № 1459 при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
Формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № (далее – Приказ №).
В соответствии с пунктом 5.1.1 Приказа № заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм, следует, что ФИО4, являясь генеральным директором ООО «Прайд ДВ» - участника единой информационной системы, при осуществлении оборота алкогольной продукции обязан был обеспечить ведение возглавляемым им юридическим лицом надлежащего учёта объема оборота алкогольной продукции. А также обязан был обеспечить достоверность внесения всех необходимых сведений в ЕГАИС, в том числе сведений о контрагенте при поставке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика).
Поскольку на момент поставки товара 07 марта 2018г. ООО «Прайд ДВ» реализовало алкогольную продукцию лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, то в данном случае была осуществлена продажа алкогольной продукции конечному потребителю. То есть, осуществив поставку алкогольной продукции в адрес ФИО5, прекратившего свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО4, являясь генеральным директором ООО «Прайд ДВ», фактически допустил осуществление розничной продажи алкогольной продукции. И в данном случае была представлена 06 марта 2018 г. несоответствующая закону заявка о фиксации данных сведений в ЕГАИС как об отгрузке алкогольной продукции индивидуальному предпринимателю, а также отражены недостоверные сведения о получателе алкогольной продукции.
Изложенные в обжалуемом постановлении обстоятельства совершения ФИО4 административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ подтверждены собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 04 февраля 2019 г., выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Прайд ДВ», сведениями ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении ФИО5 28 декабря 2017 г. статуса индивидуального предпринимателя, договором поставки от 26 января 2017 г., заключенного между ООО «Прайд ДВ» и ИП ФИО5, товарной накладной от 07 марта 2018 г., транспортной накладной от 07 марта 2018 г., товарно-транспортной накладной от 07 марта 2018 г., счет–фактурой от 07 марта 2018 г., Уставом ООО «Прайд ДВ», отчётом об объёмах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01 января по 31 марта 2018 г.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.
Совокупность допустимых и достоверных доказательств является достаточной для вывода о виновности должностного лица ФИО4 в совершении вменяемого административного правонарушения, и подтверждают факт нарушения ФИО4 установленного порядка учета алкогольной продукции при её обороте.
Доводы жалобы о том, что правонарушение совершено в связи с несовершенством ЕГАИС, которая позволила внести сведения об индивидуальном предпринимателе ФИО5 на дату совершения правонарушения, подлежат отклонению, поскольку единственным источником, содержащим полную и достоверную информацию о статусе индивидуального предпринимателя, является Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Свободный доступ к такому государственному реестру осуществляет ФНС России на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, ФИО4 имел возможность проверить информацию о статусе индивидуального предпринимателя в рамках учёта алкогольной продукции при её обороте. При надлежащем исполнении обязанностей лица, осуществляющего оборот алкогольной продукции, вытекающих из вышеприведённых норм права он имел возможность не допустить совершение правонарушения. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации предоставленных ФИО4 прав и выполнению возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.
Доводы ФИО4 о том, что им предпринимались надлежащие меры для проверки информации о статусе индивидуального предпринимателя ФИО5 в онлайн-сервисе на сайте ФНС России, материалами дела не подтверждены.
Доводы заявителя о недобросовестности действий ФИО5, с которыми связано нарушение норм действующего законодательства, подлежат отклонению, поскольку ФИО4, являясь генеральным директором ООО «Прайд ДВ» - субъекта предпринимательской деятельности, должен был действовать с должной степенью заботливости и осмотрительности при осуществлении предпринимательской деятельности, ввиду чего наличие недобросовестности со стороны контрагента, не сообщившего о прекращении своего статуса индивидуального предпринимателя, не освобождает заявителя от ответственности по выявленному правонарушению.
Постановление вынесено в установленные ст.4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к ответственности и оно соответствует требованиям ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления должностного лица административного органа и решения суда в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, не допущено, наказание соответствует установленной ст. 14.19 КоАП РФ санкции.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами совершенного правонарушения, других обстоятельств, существенно уменьшающих степень противоправности совершенного деяния, что в свою очередь могло бы свидетельствовать о необходимости смягчения наказания, не установлено.
Вместе с тем с учётом положений п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ решение судьи подлежит изменению путём исключения указания на допущенные ФИО4 нарушения установленного порядка учета алкогольной продукции при её обороте 14 и 19 февраля 2018 г., поскольку обжалуемым постановлением нарушения в указанные даты привлекаемому лицу не вменялись в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изменение решения судьи не исключает в деянии ФИО4 состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в описательно-мотивировочной части постановления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 04 марта 2019 года в отношении ФИО4, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ, оставить без изменения.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 11 июля 2019 года по настоящему делу изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части решения судьи указание на допущенные ФИО4 нарушения установленного порядка учета алкогольной продукции при её обороте 14 и 19 февраля 2018 г.
В остальной части постановление и решение оставить без изменения, а жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда А.А. Куратов