ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-809/2021 от 29.12.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 21-809/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 29 декабря 2021 года

Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 08-255/2021Х от 08 июля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении начальника отдела охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью «РН - Комсомольский НПЗ» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 08-255/2021Х от 08 июля 2021 года начальник отдела охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью «РН - Комсомольский НПЗ» (далее – Общество) ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 сентября 2021 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

ФИО1 обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление и судебное решение отменить как незаконные, необоснованные, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба рассмотрена в отсутствие защитника Гайнеевой Д.С., должностного лица ФИО2, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлявших.

Изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1, защитника Геймана А.Е., поддержавших доводы жалобы в полном объеме, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Из материалов дела следует, что в период с 12 мая по 08 июня 2021 года на основании приказа руководителя Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 19 апреля 2021 года (с учетом изменений, внесенных приказом от 11 мая 2021 года) в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН - Комсомольский НПЗ» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных отходов), использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель.

Общество эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду: площадка №1 производственная территория Общества, адрес: <...>, I-ая категория, категория риска – Высокая (2).

В ходе проведения проверки установлены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, которые в проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Обществом не учтены. Так, должностными лицами административного органа дополнительно выявлены стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на промышленной площадке: 7 вентиляционных труб на здании биологической очистки сточных вод цеха №11 (водоснабжение, канализация и очистные сооружения); 8 вентиляционных труб на здании физико-химической очистки цеха №11 (водоснабжение, канализация и очистные сооружения); 3 вентиляционные трубы на здании АБК цеха №8 (ремонтно-механический); 2 вентиляционные трубы на здании механического цеха №8 (ремонтно-механический); 2 дыхательных клапана, 2 предохранительных клапана на резервуаре №2-С, объем 10 000 м3 на площадке резервуарного парка сырой нефти; 2 дыхательных клапана, 4 предохранительных клапана на резервуаре №3-С, объем 10 000 м3 на площадке резервуарного парка сырой нефти; 3 дыхательных клапана, 3 предохранительных клапана на резервуаре №4-С, объем 10 000 м3 на площадке резервуарного парка сырой нефти; 7 дыхательных клапанов, 7 предохранительных клапанов на резервуаре №6-С, объем 20 000 м3 на площадке резервуарного парка сырой нефти; 4 предохранительных клапана на резервуаре №5-С, объем 20 000 м3 на площадке резервуарного парка сырой нефти; 3 дыхательных вентиляционных клапана цеха №6 энергопроизводства (азотная станция с воздушной компрессорной); 1 дыхательный клапан на резервуаре цеха №6 энергопроизводства (азотная станция с воздушной компрессорной); 1 свеча рассеивания на площадке пром.парка установки замедленного коксования. В нарушение ст.12, п.2 ст.25, ст.30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.ч.2, 3, 6 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п.9.1.1, 9.1.3 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74, в проекте нормативов ПДВ не в полном объеме учтены источники загрязнения атмосферного воздуха (дополнительно выявленные стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на промышленной площадке), Программа производственного экологического контроля разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) без учета дополнительно выявленных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на промышленной площадке.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом руководителя Общества от 20 июня 2014 г. № 312-п ФИО1 назначен начальником отдела охраны окружающей среды юридического лица.

Согласно должностной инструкции начальника отдела охраны окружающей среды на ФИО1 возложены обязанности по организации в Обществе природоохранных работ, а также по контролю за соблюдением природоохранных требований в ходе производственно-хозяйственной деятельности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.

Факт совершения ФИО1 инкриминируемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 24 июня 2021 года (с учетом определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 25 июня 2021 года), приказом руководителя Общества №312-п от 20 июня 2014 года, должностной инструкцией ФИО1, актом проверки от 08 июня 2021 года, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 14 мая 2021 года, фототаблицей к акту обследования от 14 мая 2021 года, показаниями инспектора в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4, допрошенного судом первой инстанции в качестве свидетеля, иными доказательствами.

Вопреки доводам автора жалобы совокупность допустимых и достоверных доказательств является достаточной для вывода о совершении ФИО1 инкриминируемого административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии у Общества неучтенных источников выбросов загрязняющих веществ были предметом рассмотрения должностного лица административного органа, обоснованно отклонены. Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа не имеется, поскольку они сделаны при верном применении норм права и согласуются с материалами дела.

Нарушение административным органом порядка проведения проверки, установленного письмом Росприроднадзора от 15.11.2012 года № ВК-03-01-36/15437 «О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха», на что указано заявителем жалобы, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Представленные защитником Гейман А.Е. отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу, выводов, изложенных в обжалуемых актах, не опровергают.

Из акта проверки от 08.06.2021 года и акта обследования территории следует, что неучтенные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу были установлены должностным лицом административного органа после изучения отчета по инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников для ООО «РН-Комсомольский НП» и проекта ПДВ в ходе обследования территории предприятия в присутствии должностных лиц Общества ФИО5, ФИО6

Доводы автора жалобы о том, что для квалификации деяния по ст.8.1 КоАП РФ должен быть установлен факт выброса вредных (загрязняющих) веществ из неучтенных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, превышения установленных нормативов количества и (или) концентрации вещества, а также о том, что отбор проб со стационарных источников выбросов загрязняющих веществ не производился, не влияют на правильность выводов должностного лица административного органа и судьи суда первой инстанции, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, является формальным и не требует наступление каких-либо вредных последствий.

Из материалов дела следует, что Общество в ходе своей деятельности (производство нефтепродуктов, кокса, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки) оказывает негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при этом в проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Обществом учтены не все источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Указание в решении на то, что доказательствами по данному делу судом были признаны протоколы отбора проб и протоколы испытаний, не свидетельствует о существенном процессуальном нарушении, влекущем безусловную отмену решения судьи.

Отсутствие связи между протоколами отбора проб и испытаний, с установленными обстоятельствами по делу, на что имеется ссылка в жалобе, существенного значения не имеет, поскольку событие и состав правонарушения подтверждаются достаточной совокупностью приведенных выше доказательств, которые содержатся в материалах дела.

Из текста обжалуемого судебного решения следует, что судебный акт был изготовлен в полном объеме 23 сентября 2021 года, что соответствует требованиям ч.1 ст.30.8 КоАП РФ.

Данные, свидетельствующие о том, что решение по делу об административном правонарушении не было оглашено после возвращения судьи районного суда из совещательной комнаты, в материалах дела отсутствуют.

Оснований ставить под сомнение достоверность сведений, указанных судьей районного суда в решении по делу об административном правонарушении, у судьи вышестоящей инстанции не имеется.

В целом доводы автора жалобы были заявлены при рассмотрении дела должностным лицом административного органа, судьей первой судебной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств.

Между тем, несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств, с применением норм права и с постановлением по делу об административном правонарушении не является основанием для отмены или изменения обжалуемых актов, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.

Правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления и судебного решения, автор жалобы не приводит, из материалов дела также не усматривается.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения Общества к административной ответственности соблюден. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора № 08-255/2021Х от 08 июля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении начальника отдела охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью «РН - Комсомольский НПЗ» ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Судья Хабаровского краевого суда