дело № 21-81 судья Курбатов Н.Н.
РЕШЕНИЕ
13 мая 2019 года <...>
Судья Тульского областного суда Юркова Т.А.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по делу №*** от 21.12.2018, решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 15.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора ГУ Тульской области «Информационное агентство «Регион 71» ФИО1,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области ФИО2 от 21.12.2018 должностное лицо директор ГУ Тульской области «Информационное агентство «Регион 71» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подана жалоба в Ясногорский районный суд Тульской области.
Решением судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 15.02.2019 постановление от 21.12.2018 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица от 21.12.2018, решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 15.02.2019 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Защитник лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО1 по ордеру адвокат Дроздов Д.В. в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, в ней изложенным, просил удовлетворить.
Представитель ГУ Тульской области «Информационное агентство «Регион 71» по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы ФИО1 поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считая ее необоснованной.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Ответственность по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ наступает за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены.
В судебном заседании установлено, что 20.02.2018 года в Тульское УФАС России поступило обращение Б.В.Е., направленное прокуратурой Ясногорского района Тульской области, о нарушении ГУ Тульской области «Информационное агентство «Регион 71» ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем взимания необоснованно высокой платы за размещение в газете «Ясногорье» объявления о проведении кадастровых работ на земельном участке.
В ходе проведения проверки комиссия Тульского УФАС России пришла к выводу о том, что ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71», занимающее доминирующее положение на товарном вынке услуг печатных средств массовой информации в географических границах муниципального образования Ясногорский район, установило необоснованно высокие цены на объявления в сфере земельных отношений, что ущемило интересы неопределенного круга потребителей, тем самым, нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решением комиссии Тульского УФАС России от 26.09.2018 ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» признано занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг печатных средств массовой информации в географических границах муниципального образования Ясногорский район, нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции», путем установлении необоснованных цен на объявления, затрагивающие земельные отношения, чем ущемило интересы неопределенного круга потребителей. Также постановлено о передаче материалов уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении ответственных лиц ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
10.10.2018 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № *** и проведении административного расследования.
06.12.2018 в отношении должностного лица – директора ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении.
21.12.2018 года должностное лицо директор ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст.14.31 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.04.2019 решение Тульского УФАС России от 26.09.2018 признано незаконным и отменено.
Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 названного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Частью 6 ст. 4.5 КоАП РФ определено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 данного Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным судом Российской Федерации в Определениях от 21.06.2011 года N 923-О-О, от 02.11.2011 N 1570-О-О и 02.12.2013 N 1909-О возбуждение комиссией антимонопольного органа производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства не предрешает, что факт административного правонарушения будет выявлен, а административное производство - возбуждено. При возбуждении и рассмотрении дела в таком производстве лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Вместе с тем, такое производство позволяет при установлении нарушения антимонопольного законодательства выявить и обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения. Однако, исследуя обстоятельства дела, комиссия может прийти и к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства или о наличии иных оснований для прекращения рассмотрения дела, исключив тем самым возможность возбуждения дела о соответствующем административном правонарушении. Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, не может быть установлен при отсутствии вступившего в силу решения комиссии антимонопольного органа, принятого по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Арбитражным судом Тульской области в судебном порядке проверено решение комиссии антимонопольного органа от 26.09.2018 и признано незаконным.
Тем самым, в отсутствие решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» антимонопольного законодательства Российской Федерации, привлечение к административной ответственности должностного лица директора ФИО1 по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ не может быть признано правомерным.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.12.2018 юридическое лицо ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» создано путем реорганизации в форме выделения, о чем 01.12.2017 внесена запись в государственный реестр юридических лиц.
Приказом ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» от 19.12.2017 № 7-лс ФИО1 назначена на должность ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71».
Факт правонарушения, по которому проводилась проверка антимонопольным органом, имел место 17.11.2017, то есть в тот период, когда юридическое лицо ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» еще не было создано, а ФИО1 не являлась его руководителем.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 11.10.2018 серии ПИ № ТУ71-00486 ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» территория распространения периодического печатного издания, газеты «Ясногорье» является Тульская область.
Материалы дела не содержат сведений о том, что ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» оказывает влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устраняет с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затрудняет доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, а также занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг печатных средств массовой информации в георграфических границах муниципального образования Ясногорский район.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Приведенные выше основания не учтены судьей районного суда при рассмотрении жалобы заявителя.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, прихожу к выводу о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, что влечет прекращение производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по делу *** от 21.12.2018, решение судьи Ясногорского районного суда Тульской области от 15.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, в отношении должностного лица директора ГУ Тульской области «Информационное агентство «Регион 71» ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.