ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-814/2021 от 01.11.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья г/с Смирнова Т.Ю. Дело № 21-814/2021

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 01 ноября 2021г.

Судья Кемеровского областного суда Ярова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Участок Коксовый», ИНН <***>, находящегося по адресу: ул. Сетевая, 32, г. Киселевск, Кемеровская область,

по жалобе старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Киселевского городского суда от 02 августа 2021г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № З-196-в/1 ст. госинспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 02.06.2021 ООО «Участок Коксовый» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

Решением судьи Киселевского городского суда от 02.08.2021 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено, на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе ст. госинспектор ФИО1 просит указанное решение отменить, мотивируя тем, что скорректированный график рекультивационных работ в составе проектной документации «Техническое перевооружение опасного производственного объекта разреза угольный (ООО «Участок Коксовый») в части ликвидации опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27, ООО «СГП», 2020г., в соответствии с которым ООО «Участок Коксовый» осуществляет работы по рекультивации, считается недействительным, ввиду отсутствия согласования с ЦКР – ТПИ Роснедр.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника ООО «Участок Коксовый» Шефер А.Ю., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные обстоятельства, согласно ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится должностным лицом и судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 №486-О).

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Полагаю, что требования приведенных норм при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Участок Коксовый» судьей районного суда выполнены в полном объеме.

В силу п. 6 ст. 13 ЗК РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно абз.7 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Пунктом 9 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

В соответствии с ч.1 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 05.04.2021 в 14-45 часов в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Участок «Коксовый» установлено, что Общество допустило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно:

- не обеспечило своевременное выполнение обязанности по проведению рекультивационных работ, предусмотренных проектной документацией «Технический проект отработки запасов участков Коксовый Глубокий и Поле шахты им. Вахрушева Киселевского каменноугольного месторождения» (ООО «СГП», 2018г.) на участках рекультивации № 1 «Северный» и № 3 «Дальний», чем нарушен п. 6 ст. 13, абз. 7 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, п. 9 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Участок «Коксовый» к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, о чем государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 вынесено соответствующее постановление.

Проверяя законность и обоснованность вынесенного по делу постановления, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о наличии оснований для отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Участок «Коксовый» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ.

В обоснование мотивов принятого решения, судья указал, что в настоящее время ООО «Участок «Коксовый» осуществляет свою деятельность в соответствии с проектной документацией «Технический проект отработки запасов участков Коксовый Глубокий и поле шахты им. Вахрушева Киселевского каменноугольного месторождения» 2018 года, согласованным ЦКР - ТПИ Роснедра – протокол №187/18-стп от 18.09.2018, а также «Техническое перевооружение опасного производственного объекта разрез угольный (ООО «Участок Коксовый») в части ликвидации опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27» 2020г., в котором скорректированы горные работы из-за необходимости ликвидации опасных зон на северном и западном борту карьерной выемки, установлен календарный план ликвидации опасных зон, в связи с чем был скорректирован период проведения рекультивационных работ и согласование с ЦКР - ТПИ Роснедра проектной документации «Техническое перевооружение опасного производственного объекта разрез угольный (ООО «Участок Коксовый») в части ликвидации опасных зон № 2-25, 2-26, 2-27 не требуется.

Выводы суда должным образом мотивированы в судебном решении.

Кроме того, как усматривается из протокола об административном правонарушении и постановления должностного лица, помимо положений п. 6 ст. 13, абз. 7 ст. 42 Земельного кодекса РФ, в вину Обществу вменено лишь нарушение п. 9 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», в котором речь идет о возможности осуществления рекультивации земель путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, то есть данная норма не содержит требования о своевременном выполнении обязанностей проведения рекультивационных работ, предусмотренных проектной документацией, несоблюдение которого вменено ООО «Участок Коксовый».

В постановлении приведены иные пункты Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», однако их нарушение ООО «Участок Коксовый» не включено в объем предъявленного юридическому лицу обвинения.

Нарушение п. 8 Правил, которым установлено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий, выразившееся в проведении рекультивации земель с отступлением от проекта или без такового не охватывается составом ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, вывод судьи городского суда об отсутствии в действиях ООО «Участок Коксовый» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ является обоснованным.

Положениями ст. 30.9, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть вынесено решение об отмене такого решения и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Однако жалоба госинспектора не содержит доводов о существенных нарушениях судьей городского суда процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Напротив, в жалобе высказывается несогласие административного органа с данной судом оценкой фактических обстоятельств и доказательств по делу. Однако несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений ст. 30.7 КоАП РФ не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Таким образом, порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главой 30 КоАП РФ, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, судебное решение отвечает требованиям ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Киселевского городского суда от 02 августа 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Участок Коксовый» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Е.В. Ярова