ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-815 от 12.08.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья Рожкова И.П.

дело № 7-1888/2021 (21-815)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 12 августа 2021 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 23.06.2021, постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми от 07.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л а:

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Перми от 07.04.2021 № 59022108800162700003 директор ООО «Промышленная компания «УРАЛВТОРМЕТ» (ООО «»ПК «УРАЛВТОРМЕТ») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 23.06.2021, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1 просит об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с трудовым договором от 09.10.2018 работодатель обязан производить выплату заработной платы работнику Б., который реквизиты счета в банке – резиденте не представил. Перед каждым перечислением заработной платы работнику направлялись запросы на предоставление реквизитов, на которые Б. просил произвести ему выплату заработной платы наличными денежными средствами в кассе работодателя по причине отсутствия банковской карты. Заработная плата производилась наличными денежными средствами, поскольку работодатель несет ответственность за несвоевременную выплату или невыплату заработной платы. Б. в период выдачи денежных средств являлся резидентом РФ, находился на территории РФ на основании вида на жительства, которое было изъято органами ФМС при выдаче вида на жительства ** со сроком действия с 25.09.2019 до 25.09.2024, состоит в браке с гражданкой РФ, внесен в систему пенсионного страхования РФ, имеет индивидуальный номер налогоплательщика. Полагает о нарушении процессуальных прав ФИО1, поскольку ему было отказано в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения жалобы до получения справки из ФМС о периоде нахождения Б. на территории РФ. Ссылается на отметку таможенной службы РФ в паспорте гражданина Украины Б., согласно которой последний находится на территории РФ с 25.05.2017, что согласно ч. 2 ст. 207 Налоговому кодексу Российской Федерации подтверждает его статус налогового резидента РФ. Заработная плата сотруднику выплачивалась наличными денежными средствами на основании норм Трудового кодекса Российской Федерации, в котором отсутствуют нормы регулирующие выплату заработной платы валютным нерезидентам.

В рассмотрении жалобы в краевом суде ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участие не принимал. От ФИО1 поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью ответа на запрос Б. от 23.07.2021 в адрес УВМ ГУ МВД России о предоставлении справочно-адресной информации: справки о периоде и документах основаниях нахождения указанного лица на территории Российской Федерации; данная информация, по мнению заявителя, является важной и определяющей для решения по делу. Рассмотрев заявленное ходатайство, судья краевого суда не усматривает оснований для его удовлетворения с учетом имеющихся в деле документов, отсутствия каких-либо противоречий, которые подлежат устранению посредством исследования запрашиваемой информации, а также, учитывая, что соответствующими сведениями Б. должен обладать, вследствие чего запрос указанной информации не является необходимым. ФИО1 извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, о причинах неявки не сообщил.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату совершения вмененного правонарушения, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, в пп. «а» п.7 ч.1 ст.1 которого нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с п.п. «а» и «б» п.6 данной статьи.

Подпункт «б» п.6 ч.1 ст.1 названного Федерального закона резидентами признает постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Видом на жительство признается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

Иные основания пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации законодательством в указанных целях не признаются.

Валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (пп. «б» п.9 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ).

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, выявлено, что ООО «ПК «УРАЛВТОРМЕТ» согласно платежной ведомости от 10.04.2019 № **, были выплачены через кассу юридического лица наличные денежные средства, минуя банковские счета в уполномоченных банках, гражданину Б., занимавшему должность контролера лома и отходов металла по трудовому договору от 09.10.2018 № **.

30.03.2021 старшим государственным налоговым инспектором ИФНС России по Ленинскому району г. Перми в отношении должностного лица ООО «ПК «УРАЛВТОРМЕТ» - директора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, в котором зафиксировано, что ООО «ПК «УРАЛВТОРМЕТ» во исполнение обязательства по указанному выше трудовому договору осуществило выплату заработной платы сотруднику – нерезиденту путем выдачи наличных денежных средств, минуя банковские счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, 10.04.2019 в размере 3002 рубля 00 копеек.

Согласно списку иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, предоставленному отделением по вопросам миграции ОП № 6 УМВД России по г. Перми.

Нарушение ч.2 ст.14 названного выше Федерального закона послужило основанием для привлечения руководителя ФИО1 с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ и примечания к ней к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Доводы заявителя жалобы о том, что Б. по состоянию на дату выплаты заработной платы имел вид на жительство, опровергаются материалами дела. Из представленных документов следует, что вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации Б. выдан 25.09.2019, решение о выдаче вида на жительство принято уполномоченным органом в указанную дату; до указанной даты действовало разрешение на временное проживание, которое подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (ст.ст. 2, 6.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Исходя из ст.6.1 названного Федерального закона постановка иностранного гражданина в налоговом органе Российской Федерации необходима для разрешения на временное проживание. Открытие индивидуального лицевого счета в органе Пенсионного фонда России необходимо для осуществления трудовой деятельности, что следует из действующего законодательства. Указанные документы не свидетельствуют о наличии у иностранного гражданина, лица без гражданства вида на жительство, равно как и длительное проживание на территории Российской Федерации, регистрация брака с гражданином Российской Федерации.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что выплата заработной платы работникам-нерезидентам является нарушением ч.2 ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами, изложенными в оспариваемом судебном акте, не имеется.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 30.03.2021, платежной ведомостью от 10.04.2019 на сумму 13033 рубля 75 копеек, трудовым договором, вышеуказанным перечнем органа полиции, другими доказательствами.

Факт выплаты заработной платы наличными денежными средствами через кассу предприятия 10.04.2019 Б. заявителем жалобы не оспаривается.

Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной. Выплата заработной платы работнику – иностранному гражданину, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (пп. «а» п.7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (ч.2 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств. При этом ч.2 названной статьи в редакции, действовавшей в юридически значимый период, предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках. В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

При таком положении заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.

В соответствии с абз.5 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона 10.12.2003 №173-ФЗ, то есть при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы применению подлежала специальная норма названного Федерального закона.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Руководство текущей деятельностью ООО «ПК «УРАЛВТОРМЕТ» осуществляет единоличный орган – генеральный директор ФИО1, который без доверенности действует от имени Общества, в том числе заключает трудовые договоры, а также осуществляет контроль за надлежащим исполнением своих должностных обязанностей другими должностными лицами. Платежная ведомость подписана ФИО1

Относительно отсутствия у Б. банковской карты, то указанное не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер для соблюдения валютного законодательства. Доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения в ООО «ПК «УРАЛВТОРМЕТ» запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, принятия ФИО1 как руководителем юридического лица всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований валютного законодательства при осуществлении расчетов с работником – иностранным гражданином, а также на недопущение совершения правонарушения, не представлено.

Следует отметить, что трудовой договор от 09.10.2018 не содержит каких-либо условий относительно способа выплаты заработной платы (в месте выполнения работы или через кредитную организацию), что также свидетельствует о том, что работодателем не принимались меры к тому, чтобы прийти к соответствующему соглашению.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ для должностных лиц, является справедливым и соразмерным содеянному.

Относительно доводов жалобы о нарушении процессуальных прав ФИО1 на подачу ходатайства, представления доказательств, то, как следует из протокола судебного заседания от 23.06.2021 ФИО1 было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений, документов, отложении судебного заседания до получения информации о постоянном проживании Б. на территории Российской Федерации. Данное ходатайство судьей районного суда в соответствии со ст.24.4 КоАП РФ было рассмотрено, приобщены пояснения, дополнительно представленные документы. Ходатайство об отложении судебного заседания мотивированно отклонено. Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2012 № 1339-О, в силу ч.1 ст.24.4 КоАП РФ заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с учетом положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы, отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 23.06.2021, постановление заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми от 07.04.2021 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья –