ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-815/20 от 31.08.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-815/2020

г. Уфа 31 августа 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФИО1 на решение судьи Янаульского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым

постановление начальника отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФИО1 от дата и решение исполняющего обязанности руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФИО2 от дата, вынесенные в отношении начальника управления подготовки и реализации нефти и газа АО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова Богданова Владимира Александровича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, отменены, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением начальника отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Приволжское межрегиональное территориальное управление Росстандарта) ФИО1 от дата, начальник управления подготовки и реализации нефти и газа АО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова Богданов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением исполняющего обязанности руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО2 от дата постановление начальника отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО1 от дата оставлено без изменения, жалоба Богданова В.А. – без удовлетворения.

Не согласившись с данными актами, Богданов В.А. подал жалобу в Янаульский районный суд Республики Башкортостан, судья которого дата вынес вышеприведенное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, начальник отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО1 просит отменить решение суда, указывая в обоснование, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, не дана оценка доказательствам.

В судебное заседание Богданов В.А., начальник отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО1 не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения жалобы. От ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.. 31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. ст. 11.21, ст.ст. 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно материалам дела, по результатам проверки, проведенной должностным лицом отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта в АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова установлено, что должностным лицом - начальником управления подготовки и реализации нефти и газа АО «Белкамнефть» им. А.А. Волкова Богдановым В.А. в период с 01 по дата по адресу д. Хмелевка, Янаульский район (ПСП Хмелевка) допущено нарушение требований ТР ЕАЭС 045/2017 «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию», а именно, при выпуске в обращение нефти в паспорте от дата№... отсутствует единый знак обращения продукции на рынке Союза, что является нарушением ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Богданова В.А. постановлением должностного лица административного органа от дата к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Решением исполняющего обязанности руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО2 от дата, по жалобе Богданова В.А., постановление начальника отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО1 от дата оставлено без изменения.

Отменяя принятые по делу акты должностных лиц, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Богданова В.А. состава административного правонарушения, указав в принятом по делу решении, что для применения ТР ЕАЭС 045/2017 Евразийской экономической комиссией установлен переходный период на срок до дата, в течение которого требования данного технического регламента в части оценки соответствия нефти и маркировки нефти единым знаком обращения продукции на рынке Союза не являются обязательными.

Не согласится с выводом судьи районного суда оснований не имеется.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам ее реализации, имеющих своей целью охрану жизни и здоровья граждан.

В соответствии с примечанием к ст. 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п.п. 1 - 2 и 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ), этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В силу п. 1 ст. 46 Закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

С дата вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017), утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от дата№....

Пунктом 6 ТР ЕАЭС 045/2017 предусмотрено, что каждая партия нефти, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна сопровождаться паспортом, который содержит следующие сведения:

а) наименование, место нахождения (адрес) юридического лица или
фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства физического лица,
зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя,
являющихся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том
числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем)
нефти лицом, оформившим паспорт;

б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии);

в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым
изготовлена (произведена) нефть (при наличии), и ее наименование и
обозначение в соответствии с этим документом;

г) нормативные значения показателей нефти, установленные в
требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в
соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также
фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования
собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке оответствия Евразийского экономического союза (далее - Единый реестр);

д) номер партии;

е) единый знак обращения продукции на рынке Союза;

ж) номер и дата выдачи паспорта;

з) фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.
Пунктом 18 ТР ЕАЭС 045/2017 установлено, что нефть, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая процедуру оценки соответствия согласно разделу VI настоящего технического регламента, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

Пунктом 2 ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от дата технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза. Порядок введения в действие принятого технического регламента Союза и переходные положения определяются техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии.

В соответствии с п. 6 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза Договора о Евразийском экономическом союзе от дата продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

Единый знак обращения свидетельствует о том, что маркированная им продукция прошла все установленные в технических регламентах ЕАЭС процедуры оценки соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов. В отношении товаров, которые не подлежат оценке соответствия, маркировка единым знаком обращения не осуществляется.

Пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от дата№... установлено, что:

а) документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством государства -члена Союза (далее - государство-член), выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017) (далее соответственно - продукция, технический регламент), до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее дата.

Со дня вступления в силу технического регламента выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства - члена, не допускается;

б) до дата допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке
соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими
в право Союза, или законодательством государства- члена, без документов об
обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки
национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке);

в) до 1 января 2021 года допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции в соответствии с
обязательными требованиями, ранее установленными актами, входящими в
право Союза, или законодательством государства - члена, при наличии
документов об оценке соответствия продукции указанным обязательным
требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу
технического регламента.

Продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза не допускается.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона № 184-ФЗ оценка соответствия как прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту (ст. 2 данного закона), правила и форма которой должны быть предусмотрены в техническом регламенте.

В силу ст. 20 Закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (п. 1 данной статьи). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (п. 2 данной статьи). Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия) и обязательной сертификации (п. 3 данной статьи).

Согласно п. 3 ст. 46 Закона № 184-ФЗ постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 года № 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Данные перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 года № 982. Нефть в указанные перечни не включена.

Как верно указано в решение судьи районного суда, для применения ТР ЕАЭС 045/2017 Евразийской экономической комиссией установлен переходный период на срок до 01 января 2021 года, в течение которого требования данного технического регламента в части оценки соответствия нефти и маркировки нефти единым знаком обращения продукции на рынке Союза не являются обязательными.

Поэтому выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях Богданова В.А. состава административного правонарушения следует признать правильными, в связи с чем оспариваемое судебное решение подлежит оставлению без изменения.

Доводы настоящей жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены оспариваемого решения суда, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования, нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.26.1 КоАП РФ.

Оснований для переоценки выводов судьи в данном случае не имеется.

Кроме изложенного выше, решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от дата по делу № №... предписание отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Росстандарта от дата в отношении АО «Белкамнефть» им.А.А.Волкова об устранении нарушения признано недействительным.

Таким образом, доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене решения судьи районного суда, в жалобе не содержится.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену судебного акта по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Янаульского районного суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ в отношении Богданова Владимира Александровича, оставить без изменения, жалобу начальника отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Б. Соболева

справка: судья Рафиков Р.Р.