Судья Овсянникова М.Ю. Дело № 21-819/2017
РЕШЕНИЕ
20 февраля 2018 года <...>
Судья Алтайского краевого суда Соболева С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 27 ноября 2017 года по делу по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 ча от 21 августа 2017 года <номер>, которым
ФИО1, ИНН <номер>, ОГРНИП <номер>, проживающий: <адрес>, индивидуальный предприниматель,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ<номер>, составленному заместителем начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2, ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. на СКП-3 (Алтай), расположенном на <адрес>, водитель ФИО3 на принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО1 автотранспортном средстве марки IVECO-Е43, государственный регистрационный знак <номер>, осуществлял внутрироссийскую автомобильную перевозку груза (согласно счет-фактуре <номер> от ДД.ММ.ГГ) по маршруту <адрес> – <адрес>, с превышением допустимой нагрузки на вторую ось транспортного средства на 2,90 тонны, что на 38,67 % превышает допустимую – 7,5 тонн без необходимого в данном случае специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, чем нарушил часть 2 статьи 31 Федерального закона от 08 июля 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации», а также требования, установленные Приложением № 2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272).
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, ссылаясь на то, что причинно-следственная связь между нарушением правил перевозки тяжеловесных грузов и действиями индивидуального предпринимателя ФИО1 не установлена, акт о превышении транспортным средством установленных ограничений составлен на основе неправильного взвешивания либо на основе неисправного весового оборудования. Взвешивание 3х-осного транспортного средства производилось поосно, что привело к искажению фактических нагрузок ввиду конструктивных особенностей подвески транспортного средства. Кроме того, при взвешивании не учтено, что при движении транспортного средства груз перемещался.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 27 ноября 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, индивидуальный предприниматель ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам жалобы, поданной в районный суд.
В судебное заседание ФИО1 не явился, защитника не направил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовал, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) названного Кодекса.
Частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (в том числе автомобильного) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 398 (далее - Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).
Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора установлен Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» (далее - Положение о федеральном государственном транспортном надзоре).
В силу пункта 1 указанного Положения, пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта данный орган исполнительной власти осуществляет федеральный государственный транспортный надзор непосредственно и через свои территориальные органы. Данная деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (обязательные требования).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в силу пункта 5.2.53.31 которого Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), являясь федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Такой порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125 (далее - Порядок).
В соответствии с данным Порядком полномочиями по проведению весового контроля на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения наделены как Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), так и государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция).
При этом при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорогах местного значения полномочия по применению мер, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предоставлены Ространснадзору в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке (пункты 2.1.1.1.6, 2.2.1.1.6, 2.3.1.1.6 Порядка).
Порядок производства Ространснадзором весового и габаритного контроля транспортных средств на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, урегулирован пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка, в соответствии с которыми в рамках указанного контроля в отношении названной группы перевозчиков Ространснадзором на стационарных контрольных пунктах осуществляется: взвешивание транспортных средств; составление акта по результатам взвешивания транспортного средства; сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
При этом в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство (пункт 2.1.1.2.4 Порядка).
Полномочия при весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, а также на автомобильных дорогах местного значения пунктами 2.2.1 и 2.3.1 Порядка предоставлены Ространснадзору только в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке.
Аналогичные требования предъявляются к осуществлению весового и габаритного контроля положениями пунктов 18 - 23 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 июля 2011 года № 193 (далее - Административный регламент).
Пунктом 23 Административного регламента предусмотрено, что в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
Таким образом, исходя из положений приведенных выше норм, в соответствии с которыми должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, с учетом норм, регулирующих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, соответствующие должностные лица не во всех случаях расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Анализ вышеприведенных норм Порядка позволяет сделать вывод о том, что в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов вправе применять меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, только в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке.
Должностные лица Госавтоинспекции вправе применять меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при весовом и габаритном контроле в отношении всех групп перевозчиков в случае выявления нарушений (пункты 2.1.2.1.5, 2.2.2.1.5, 2.3.2.1.5 Порядка).
Согласно акту о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось <номер> от ДД.ММ.ГГ, весовой контроль в отношении транспортного средства ИВЕКО модель Е-43, государственный регистрационный знак <номер>, в котором установлено превышение разрешенной нагрузки на 2 ось транспортного средства, проводился по адресу: <адрес>. Транспортное средство двигалось по маршруту Омск-Барнаул, пройдено расстояние по региональным и межмуниципальным дорогам 13 км, вид перевозки – местная. Данных, указывающих на участие данного перевозчика в международной автомобильной перевозке, нет.
При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования вышеприведенных норм, должностное лицо Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не имело полномочий на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1
Вместе с тем судьей районного суда не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что обжалуемое постановление вынесено должностным лицом органа, не имеющего полномочий на рассмотрение дела.
С учетом изложенного принятые по настоящему делу об административном правонарушении акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность вынесения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении решения об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, постановление заместителя начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 от ДД.ММ.ГГ<номер> и решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела контроля международных автомобильных перевозок федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 ча от 21 августа 2017 года <номер> и решение Центрального районного суда г. Барнаула от 27 ноября 2017 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.Л. Соболева