ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-81/2013 от 03.07.2013 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лобановская Е.А.Дело № 21-81/2013

Р Е Ш Е Н И Е   Судья Камчатского краевого суда Кириллова Надежда Алексеевна,

при секретаре Голосовой А.Н.,

3 июля 2013 года в городе Петропавловске-Камчатском рассмотрев жалобу защитника министра транспорта и туризма Камчатского края Кравченко В.И. – Копытова И.А. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 мая 2013 года, которым:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю № 21-06/35-13 АД от 12 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных - правонарушениях в отношении должностного лица – министра спорта и туризма Камчатского края Кравченко Виктора Ивановича – оставить без изменения, а жалобу Кравченко В.И. – без удовлетворения.

У С Т А Н О В И Л:

Решением комиссии Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю Министерство спорта и туризма Камчатского края признано нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путём предоставления автономному учреждению субсидии на иные цели (в целях бюджетных инвестиций) – для реализации инвестиционных мероприятий Долгосрочной краевой целевой программы развитие физической культуры и спорта в Камчатском крае на 2011-2015 год» в части выполнения строительных работ, технического надзора за выполнением строительно-монтажных и общестроительных работ, без размещения заказа в порядке, определённом Федеральным законом от 21 июля 2005года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), что явилось необоснованным препятствием к осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынках выполнения строительных работ, осуществлению надзора за выполнением строительно-монтажных и общестроительных работ.

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю Петрова А.В. от 12 марта 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 мая 2013 г., министр спорта и туризма Камчатского края Кравченко В.И. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

В жалобе защитник Кравченко В.И. – адвокат Копытов И.А. просит постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю Петрова А.В. от 12 марта 2013 г. и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 мая 2013 г. отменить и производство по делу прекратить в связи с недоказанностью вины и отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что решение об отсутствии необходимости в размещении заказа было принято не единолично Кравченко В.И., а всем аппаратом министерства в целом и согласовано с Правительством Камчатского края, после проверки всех документов. При этом Кравченко В.И. как должностное лицо действовал добросовестно. Доказательства его вины в материалах дела отсутствуют. Само по себе решение УФАС России от 20 ноября 2012 года достаточным доказательством являться не может. Министерство спорта и туризма уже привлечено к административной ответственности за те же самые действия, в связи с чем, привлечение министра как должностного лица является излишним, поскольку свидетельствует о привлечении дважды за одно и тоже. Ограничения конкуренции не имело места, поскольку иных претендентов на выполнение работ не имелось. Само по себе нарушение закона о защите конкуренции не свидетельствует о совершении административного правонарушения. В постановлении о привлечении к административной ответственности и в судебном решении немотивирован размер назначенного наказания.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснения Кравченко В.И., прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 данного Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2).

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Кравченко В.И. к административной ответственности послужил тот факт, что являясь министром спорта и туризма Камчатского края, имея все необходимые полномочия и возможности для соблюдения законодательства Российской Федерации в области защиты конкуренции, он не разместил государственный заказ на выполнение работ, оказание услуг в целях реализации долгосрочной краевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Камчатском крае на 2011-2015 год», «Реконструкция инфраструктуры лыжного комплекса «Краевой лыжный центр» (устройство электроосвещения и твердого асфальтобетонного покрытия на лыжероллерной трассе и биатлонном стадионе в г. Петропавловске- Камчатском» в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов, а предоставил автономному учреждению, не уполномоченному на осуществление функций государственного заказчика, субсидию на иные цели (в целях бюджетных инвестиций) для реализации данных инвестиционных мероприятий, путём выполнения строительных работ, технического надзора за выполнением строительно-монтажных и общестроительных работ без торгов, что явилось необоснованным препятствованием к осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности на рынке выполнения строительных работ, осуществления надзора за выполнением строительно-монтажных и общестроительных работ и создало условия возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничение либо устранения конкуренции.

Постановлением Правительства Камчатского края от 29 октября 2010 г. N 457-П утверждена долгосрочная краевая целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Камчатском крае на 2011-2015 годы». Общее руководство и контроль за исполнением Программы возложено на государственного заказчика - координатора Программы - Министерство спорта и туризма Камчатского края. Пунктом 5.1.5 Приложения № 1 к программе в качестве одного из основных мероприятий по реализации Программы указано «Реконструкция инфраструктуры лыжного комплекса "Краевой лыжный центр" (устройство электроосвещения и твердого асфальтового покрытия на биатлонном стадионе в г. Петропавловске-Камчатском).

10 января 2012 года министерство спорта и туризма Камчатского края в лице министра Кравченко В.И. и Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специальная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта» (далее – Учреждение) в лице директора Базылева А.А. заключили соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на реализацию долгосрочной целевой Программы «Реконструкция инфраструктуры лыжного комплекса "Краевой лыжный центр" (устройство электроосвещения и твердого асфальтового покрытия на биатлонном стадионе в г. Петропавловске-Камчатском).

В судебном заседании Кравченко В.И. пояснил, что объекты инфраструктуры лыжного комплекса принадлежат ОАО «Газпром», Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта» владеет лишь земельным участком, расположенным в указанном месте. Объекта недвижимости либо объекта незавершенного строительства «Биатлонный комплекс» нет. В рамках выделенных бюджетных средств были произведены работы по частичному асфальтированию и освещению.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счёт средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Из анализа приведенных выше доказательств и правовых норм следует, что суд пришёл к правильному выводу о том, что в указанном случае реализация Программы «Реконструкция инфраструктуры лыжного комплекса "Краевой лыжный центр" являлась нуждами Камчатского края.

Статьёй 79 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, муниципальными программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с п. 5 названной нормы предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечёт соответствующие увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях. Предоставление указанных бюджетных инвестиций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Правительства Камчатского края № 81-П от 2 февраля 2012 года установлен порядок предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Камчатского края в форме капитальных вложений в основные средства краевых государственных бюджетных и краевых государственных автономных учреждений.

Однако, исходя из установленных обстоятельств дела, следует, что какого-либо объекта недвижимости, объекта незавершенного строительства «Биатлонный комплекс» либо «биатлонный стадион», который бы принадлежал на праве собственности Камчатскому краю либо Краевому государственному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта» нет. Имеется лишь земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, которые являются собственностью иного самостоятельного юридического лица.

Таким образом, в рассматриваемом случае министерство спорта и туризма Камчатского края выступало лишь заказчиком по выполнению отдельных работ для нужд Камчатского края, что предполагает соблюдение процедуры размещения государственного заказа в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.

С учётом изложенного, доводы жалобы не опровергают правильных выводов суда, поскольку бремя доказывания определено судом верно, в соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Существенных нарушений требований закона, которые повлекли бы за собой отмену решения судьи, не имеется.

Вместе с тем, заслуживает внимания довод жалобы о суровости назначенного наказания.

Санкция части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Назначая максимальное наказание при отсутствии отягчающих вину обстоятельств административный орган не мотивировал свое решение, на что правильно указано в жалобе.

С учетом изложенного, полагаю необходимым снизить размер назначенного Кравченко В.И. административного наказания в виде штрафа до 15000 рублей. В остальной части постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 мая 2013 года, постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю № 21-06/35-13 АД от 12 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных - правонарушениях в отношении должностного лица – министра транспорта и туризма Камчатского края Кравченко Виктора Ивановича изменить, снизив размер назначенного наказания и определить его в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, а жалобу защитника министра транспорта и туризма Камчатского края Кравченко В.И. – Копытова И.А. – удовлетворить частично.

Судья

Камчатского краевого суда Н.А. Кириллова