ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-823/19 от 19.01.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-823/2019

г. Уфа 19 января 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайбуллиным А.Х.

с участием ФИО2, его защитника Гумеровой Е..А., представителя Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО4 на решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым

постановление и.о. заместителя председателя - главного государственного жилищного инспектора Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору ФИО4№... от дата о привлечении должностного лица - начальника тепловой инспекции «БашРТС» ФИО1 к административной ответственности по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации за отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

постановлением и.о. заместителя председателя - главного государственного жилищного инспектора Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору ФИО4№... от дата должностное лицо – начальника тепловой инспекции ООО «БашРТС» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан по жалобе ФИО1 вынесено вышеприведенное решение.

Не согласившись с решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО4 подал жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит решение судьи отменить, в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать.

ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Ходатайств об отложении разбирательства дела не представлено. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 12 ст. 9.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Статьей 3 Федерального закона от дата № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) установлено, что законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из этого Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с частью 9 статьи 13 названного Закона с дата организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что до дата собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, в случае, если собственники помещений в многоквартирных домах не исполнили в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов до дата, организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения. Указанные в части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого не выполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010г. №...- ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Часть 6 названной статьи устанавливает, что коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета (пункт 1); эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (пункт 2). Согласно пункту 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (далее - Правила №...), организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения внеплановой документарной проверки Государственным комитетом РБ по жилищному и строительному надзору было выявлено нарушение законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в многоквартирном доме, расположенном по адресу: адрес, а именно: уклонение ресурсоснабжающей организации ООО «БашРТС», обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет, от обязанности требований об установке, о замене, об эксплуатации прибора учета тепловой энергии многоквартирного адрес РБ, в том числе не направление предложений об оснащении указанного многоквартирного дома прибором учета тепловой энергии, снабжение которыми или передачу которых осуществляет ООО «БашРТС».

Отменяя постановление должностного лица от дата и прекращая производство в отношении ФИО1 на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья городского суда исходил из того, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, то есть на управляющую компанию, которая в соответствии с заключенными договорами управления многоквартирным домом обязана обеспечивать постоянную готовность общедомового учета тепловой энергии и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок и учета ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Следовательно, надлежащим субъектом выявленного правонарушения является иное лицо.

Однако объективность такого вывода судьи городского суда следует подвергнуть сомнению в силу следующего.

Согласно материалам дела собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома с дата перешли на прямые договоры с ООО «БашРТС» на поставку коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение», следовательно, ООО «БашРТС» является исполнителем предоставляемых потребителю коммунальных услуг и несет обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене прибора учета тепловой энергии многоквартирного дома, а именно: предоставления собственникам жилого дома предложений об оснащении приборами учета в двухмесячный срок с момента выявления фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации и устранения такого невыполнения. Согласно извещению о непригодности к применению от дата теплосчетчик ТЭМ104 в комплекте с ПРП Ду-50, заводской номер №... признан непригодным к применению. ООО «БашРТС» обладало информацией о неисправности прибора учета ТЭМ-104.

Вместе с тем судьей городского суда не принято во внимание разъяснения, указанные в Письме Минстроя России от дата N 30162-ОЛ/04 «О действиях по эксплуатации приборов учета коммунальных услуг», из которого следует, что в случае не устранения до истечения двух месяцев с момента выявления нарушения требований указанного закона в части обязательного учета потребляемых энергоресурсов соответствующими приборами учета, а также при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, ресурсоснабжающие организации обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников таких приборов учета.

При таких обстоятельствах решение судьи Стерлитамакского городского суда РБ от дата подлежит отмене, материалы дела возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении следует учесть изложенное, установить все юридически значимые обстоятельства, после чего в соответствии с требованиями законодательства принять по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

жалобу заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО4 удовлетворить частично.

Решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника тепловой инспекции ООО «БашРТС» ФИО1 отменить, дело возвратить в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов

Справка: судья городского суда Гаязова А.Х.