ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-82/2021 от 09.03.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-82/2021

Судья: Петренко А.М.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

09 марта 2021 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО4 на решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> Чувашской Республики ФИО5,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии ФИО4 (далее - Управление, антимонопольный орган) от 24 августа 2020 года ФИО5 привлечен к административной ответственности по ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 руб.

Решением руководителя УФАС по Чувашской Республике от 17 сентября 2020 года постановление должностного лица от 24 августа 2020 года оставлено без изменения.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 17 ноября 2020 года жалоба ФИО5 передана для рассмотрения по подведомственности в Московский районный суд г. Чебоксары.

Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 декабря 2020 года постановление заместителя руководителя УФАС по Чувашской Республике от 24 августа 2020 года и решение руководителя УФАС по Чувашской Республике от 17 сентября 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу,– заместитель руководителя УФАС по Чувашской Республике ФИО4 ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда, и оставлении постановления по делу об административном правонарушении без изменения.

В обоснование жалобы указывает, что судом при вынесении решения не учтено, что размещение информации о проведении торгов не свидетельствует об их проведении, поскольку перевозчик на торгах не определен в установленный предписанием срок, что свидетельствует о неисполнении предписания; более того, торги министерства по жалобам ИП ФИО1 отменены, поскольку в извещениях о проведении торгов содержится недостоверная информация о предмете открытых конкурсов (конкурсная документация содержит маршруты, которые существенно отличаются от указанного в реестре регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики по классу транспортных средств и их количеству). Ссылается на то, что ФИО5 в силу ст. 2.4 КоАП РФ, является должностным лицом и несет ответственность за соблюдение требований законодательства, согласно приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства от 29 июня 2019 года «О проведении открытого конкурса» контроль за выполнением приказа возложен на <данные изъяты> Чувашской Республики ФИО5

В судебном заседании потерпевший - законный представитель общества с ограниченной ответственностью «...» ФИО2 жалобу поддержал, пояснил, что Общество обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, выразившегося в не проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по ряду маршрутов направления «<данные изъяты>» по истечении действия краткосрочных договоров на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам направления «<данные изъяты>». Решением от 03 декабря 2018 года комиссия Управления рассмотрела заявление ООО «...» и признала действия Минтранса Чувашии нарушающими им часть 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ. Согласно выданному предписанию министерству надлежит устранить выявленные нарушения посредством проведения процедуры торгов. Однако предписание до настоящего времени не исполнено. Полагает, что у суда не было оснований делать выводы о том, что ФИО5 выполнил предписание, объявив конкурс, поскольку объявление конкурса предполагает определение перевозчика. Однако перевозчик не определен, временные перевозчики привлекаются на 6 месяцев с декабря 2018 года, что является нарушением Закона № 220-ФЗ. Судом не учтено, что конкурс от 30 июня 2020 года по жалобе ИП ФИО1 был отменен до вскрытия конвертов, поскольку ФИО5 утвердил ненадлежащую конкурсную документацию. Только в ноябре 2020 года вновь был объявлен конкурс, который отменен самим Минтрансом Чувашии, из – за ненадлежащей подготовки конкурсной документации. ФИО5 назначен на должность <данные изъяты> 22 мая 2020 года, должен был исполнить предписание, подготовить конкурсную документацию и провести конкурс, а не ждать ответа Минфина Чувашии, который отказал в изменении вида перевозок с нерегулируемого на регулируемый тариф по межмуниципальным маршрутам. Данную переписку с Минфином затеял прежний <данные изъяты>. До настоящего времени конкурс не объявлен, бездействие Минтранса Чувашии, выражающееся в не проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок, затрагивает права Общества.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав возражения защитника Федоровой А.Н., допросив потерпевшего – законного представителя ООО «...» ФИО2, прихожу к следующим выводам.

Частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) к полномочиям антимонопольных органов относится выдача в случаях, указанных в Законе, обязательных для исполнения предписаний.

Статьей 36 Закона № 135-ФЗ предусмотрена обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностными лицами), иными осуществляющими функции указанных органов или организаций (их должностными лицами), в установленный такими решениями и предписаниями срок.

Управление в силу части 1 статьи 51 Закона № 135-ФЗ осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.

Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (часть 4 статьи 51 Закона № 135-ФЗ).

Из материалов дела следует, что решением УФАС по Чувашской Республике от 3 декабря 2018 года, на основании обращения ООО «...», антимонопольный орган признал нарушением положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, которое не провело конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по ряду маршрутов по истечении действия краткосрочных договоров, вследствие чего было исключено соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке (л.д. 155-161).

Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики 3 декабря 2018 года выдано предписание , которым предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем проведения процедуры торгов по предоставлению права осуществления перевозок по маршрутам: <данные изъяты>. Срок исполнения предписания установлен до 10 января 2019 года (л.д. 162).

Определением о пересмотре предписания от 22 февраля 2019 года, вынесенного в соответствии со ст. 51.2 Федерального закона «О защите конкуренции», в предписание УФАС по Чувашской Республике от 3 декабря 2018 года внесены изменения в п. 1 предписания: исключены маршруты: <данные изъяты>.

Решением Арбитражного Суда Чувашской Республики от 9 июля 2019 года по делу , оставленным без изменения постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2019 года и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 марта 2020 года, предписание от 3 декабря 2018 года признано законным. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2020 года индивидуальному предпринимателю ФИО3 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

20 декабря 2019 года в УФАС по Чувашской Республике поступило ходатайство о продлении срока исполнения предписания . Определением от 30 декабря 2019 года срок исполнения предписания продлен до 20 февраля 2020 года.

Определением о пересмотре от 31 декабря 2019 года, в соответствии со ст. 51.2 Федерального закона «О защите конкуренции», в предписание от 3 декабря 2018 года внесены изменения, в п. 1 предписания исключены маршруты: <данные изъяты>; включены маршруты: <данные изъяты>.

13 марта 2020 года в УФАС по Чувашской Республике поступило ходатайство Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики о продлении срока исполнения предписания. Определением от 16 марта 2020 года срок исполнения предписания продлен до 1 июля 2020 года.

Письмом от 30 июня 2020 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства сообщило, что в связи с отсутствием согласования Минфином Чувашии проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики об изменении вида регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам <данные изъяты> Министерством объявлены открытые конкурсы на право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам по нерегулируемым тарифам. Согласно утвержденной конкурсной документации, размещенной 29 июня 2020 года на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства, срок приема заявок определен с 30 июня по 29 июля 2020 года. В соответствии с п.п. 87, 98 раздела III «Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в Чувашской Республике» документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике на 2020-2024 г.г., утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 36 от 29 января 2020 года, межмуниципальные маршруты <данные изъяты> отменены с 16 июля 2021 года. Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства от 30 апреля 2020 года действие ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по указанным маршрутам прекращено с 1 мая 2020 года. Торги по указанным маршрутам в связи с их отменой проводиться не будут. На основании изложенного Министерство просило считать предписание УФАС по Чувашской Республике от 3 декабря 2018 года исполненным.

Между тем, размещение информации о проведении торгов не свидетельствует об их проведении, поскольку перевозчик на торгах не определен в установленный в предписании срок, что, по мнению УФАС по Чувашской Республике, свидетельствует о неисполнении предписания.

Установив неисполнение требований указанного предписания, антимонопольным органом составлен протокол об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление о привлечении <данные изъяты> ФИО5 к административной ответственности, предусмотренной частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда исходил из того, что до получения ответа Министерства финансов Чувашской Республики по вопросу изменения вида регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф по межмуниципальным маршрутам с момента назначения ФИО5 на должность <данные изъяты> – 22 мая 2020 года, до получения ответа Минфина Чувашии– 10 июня 2020 года, ФИО5 не имел возможности провести открытый конкурс, сославшись на положения подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; суд также принял во внимание, что проведение открытого конкурса регламентируется ст.ст. 21-24 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» и включает в себя несколько этапов проведения. С учетом того, что ФИО5, после получения отказа Минфина Чувашии от 10 июня 2020 года об изменении вида регулярных перевозок с нерегулируемого на регулируемый тариф по межмуниципальным маршрутам, указанным в предписании, издал приказы от 29 июня 2020 года о проведении открытых конкурсов, тем самым объявив об открытии конкурса и, 30 июня 2020 года разместил извещение о проведении открытого конкурса на сайте Минтранса Чувашии, определив срок приема заявок с 30 июня по 29 июля 2020 года, суд пришел к выводу, что должностным лицом выполнены все зависящие от него меры по исполнению выданного предписания от 3 декабря 2018 года в установленный срок. С учетом данных выводов суд прекратил производство по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО5 состава вмененного административного правонарушения.

Вместе с тем, состоявшееся по делу судебное решение нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление - причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 указанного Кодекса.

Из пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть, в частности, указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

Между тем решение судьи не отвечает указанным требованиям.

Выводы судьи районного суда об отсутствии в действиях ФИО6 состава административного правонарушения, предусмотренного части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его вины фактически сводятся к выводам об отсутствии возможности провести открытый конкурс до получения ответа (10 июня 2020 года) Министерства финансов Чувашской Республики по вопросу изменения вида регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф по межмуниципальным маршрутам).

Между тем, отсутствие указанного ответа Министерства финансов Чувашской Республики само по себе не может свидетельствовать о невозможности провести открытый конкурс.

Из материалов дела следует, что 29 июня 2020 года <данные изъяты> ФИО5 изданы приказы № <данные изъяты> о проведении открытых конкурсов (л.д. 63-66).

Письмо Министерства финансов Чувашской Республики по вопросу изменения вида регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф по межмуниципальным маршрутам направлено в адрес Минтранса Чувашии 6 июля 2020 года (а не 10 июня, как указано в решении) (л.д. 29), то есть после объявления Минтрансом Чувашии открытого конкурса.

Из письма Министерство транспорта и дорожного хозяйства от 30 июня 2020 года, адресованного в Управление, следует, что в связи с отсутствием согласования Минфином Чувашии проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики об изменении вида регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам <данные изъяты> Министерством объявлены открытые конкурсы на право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам по нерегулируемым тарифам.

Таким образом, выводы судьи районного суда о том, что до получения ответа Министерства финансов Чувашской Республики по вопросу изменения вида регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф по межмуниципальным маршрутам ФИО5 не имел возможности провести открытый конкурс, являются несостоятельными.

Доказательства, подтверждающие данный вывод судьи районного суда, в материалах дела отсутствуют.

Общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам установлены статьями 21 - 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Судом при вынесении решения не учтено, что по общим правилам Закона № 220-ФЗ процедура проведения открытого конкурса включает следующие этапы: извещение о проведении открытого конкурса, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, выявление участников и победителя открытого конкурса.

Таким образом, размещение информации о проведении открытого конкурса не свидетельствует о его проведении, поскольку перевозчик на торгах не определен в установленный предписанием срок, что свидетельствует о неисполнении предписания.

Судьей не дана оценка тому, что конкурсы министерства по жалобам ИП ФИО1 отменены, решение Чувашского УФАС от 13 июля 2020 года по жалобе ФИО1, предписание УФАС об отмене конкурса на право осуществление пассажирских перевозок, не исследованы (л.д. 184-216).

Кроме того, в соответствии со статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом (части 1 и 2).

В силу части 3 указанной статьи дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Как следует из постановления, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "...", перенаправленное прокуратурой Чувашской Республики о нарушении антимонопольного законодательства Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, выразившегося в не проведении конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по ряду маршрутов направления «<данные изъяты>» по истечении действия краткосрочных договоров на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам направления «<данные изъяты>».

По итогам рассмотрения информации, в соответствии с наличием в бездействии Минтранса Чувашии признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выраженного в предоставлении права перевозки пассажиров хозяйствующим субъектам без проведения соответствующих процедур (торгов), на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Управление выдало предупреждение от 14.06.2017 о необходимости прекращения признаков нарушения в срок до 26.09.2017, путем проведения процедуры торгов по предоставлению права осуществления перевозок на следующих маршрутах: <данные изъяты>.

По смыслу приведенных выше положений статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации в рассматриваемом случае Общество является потерпевшим по настоящему делу об административном правонарушении.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.

Из материалов дела следует, что в нарушение требований части 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба ФИО5 на постановление должностного лица рассмотрена судьей районного суда в отсутствие общества с ограниченной ответственностью «...», о месте и времени рассмотрения жалобы оно не извещалось. Сведения, которые могли бы свидетельствовать об обратном, в материалах дела отсутствуют.

Следует также отметить, что УФАС по Чувашской Республике по запросу судьи районного суда представлены копии материалов дела об административном правонарушении в отношении ФИО5, в котором отсутствуют предписание от 3 декабря 2008 года, определение от 16 марта 2020 года о продлении срока исполнения предписания до 1 июля 2020 года (л.д. 48-92).

При рассмотрении жалобы на постановление по правилам статей 30.1 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлинные экземпляры документов, составляющих материалы дела об административном правонарушении и подлежащих судебной проверке, не были истребованы из административного органа и в судебном заседании не исследованы. На момент рассмотрения жалобы судья районного суда располагал только материалами жалобы на постановление должностного лица, состоящих из копий документов, которые были представлены заявителем и не заверены (л.д. 24, 25,162).

Судьей районного суда меры к истребованию оригиналов не приняты.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, оценка имеющимся в деле доказательствам не дана.

Допущенные судьей районного суда нарушения требований статей 24.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.

При таких обстоятельствах решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение судье Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> Чувашской Республики ФИО5 отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

Решение22.03.2021