ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-831/20 от 17.12.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело рассмотрено

судьей Таранущенко Н.А.

Дело №21-831/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 декабря 2020 года гор. Хабаровск

Судья Хабаровского краевого суда Старков Ю.Г., рассмотрев жалобу Петрова И.В. на постановление заместителя начальника отдела Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05 августа 2020 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 27 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.11.1 КоАП РФ, в отношении Петрова И.В.,

УСТАНОВИЛ:

13 июля 2020 г. постановлением заместителя Хабаровского транспортного прокурора Диких Д.Я. в отношении заместителя начальника (по вагонному хозяйству) Дальневосточного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» (далее – Общество, Филиал) Петрова И.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.11.1 КоАП РФ (л.д.62-66).

Постановлением № 379/2 заместителя начальника отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Стрикун Е.В. (далее - должностное лицо) от 05 августа 2020г. Петров И.В. признан виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д.178-183).

Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 27 октября 2020г. постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения (л.д.198-203).

Петров И.В. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление административного органа и решение судьи районного суда отменить.

Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника ШленчакЛ.В. и представителя административного органа Максименко П.П., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона «О железнодорожном транспорте» от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (далее – Федеральный закон) предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласно ч.2 ст.20 Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В силу ч.6 ст.21 Федерального закона за нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Частью 6 ст. 11.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.1 - 5 ст. 11.1 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с п.11, 12 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (ред. от 25.12.2018) (далее - ПТЭ) работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение настоящих Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Контроль за соблюдением настоящих Правил работниками железнодорожного транспорта осуществляют уполномоченные лица организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции работодателя по отношению к таким работникам (п.11). Работники железнодорожного транспорта обязаны подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, работники железнодорожного транспорта должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для устранения неисправности (п.12).

Согласно п.7 и п. 12 Приложения №5 к ПТЭ:

- каждая единица железнодорожного подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи: идентификационные номера и приемочные клейма на составных частях в местах, установленных нормами и правилами; дату и место производства установленных видов ремонта (п.7).

- каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям, установленным конструкторской и эксплуатационной документации и настоящим Правилам и иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования (капитального ремонта) и полного освидетельствования (среднего ремонта) колесной пары. Знаки и клейма ставятся в местах, предусмотренных конструкторской и эксплуатационной документацией. Колесные пары должны подвергаться осмотру под железнодорожным подвижным составом, обыкновенному освидетельствованию (текущему ремонту), полному освидетельствованию (среднему ремонту) (п.12).

В силу п.п. 12.5.1.3, 12.5.1.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, протокол от 4-5 ноября 2015г. №63: при отсутствии или невозможности прочтения знаков и клейм о проведении последнего среднего ремонта на торце шейки оси, а также при отсутствии бирки на буксовом узле или невозможности прочтения на ней знаков и клейм, при ремонте или подкатке колесной пары под вагон выполняется средний ремонт колесной пары.

Как следует из материалов дела, Хабаровской транспортной прокуратурой в ходе проверки установлено, что Петров И.В. не принял достаточных и своевременных мер к отстранению от движения потенциально опасного вагона №09650722 без клейм о проведении среднего ремонта колесных пар (№0053653373, №00050149386) на торцах шеек осей, который 21 июня 2020 г. был включен в состав пассажирского поезда №663 «Хабаровск-Чегдомын», тем самым не была обеспечена безопасность эксплуатации железнодорожного транспорта.

Указанными действиями нарушены ч.1 ст.17, ч.2 ст.20, ч.6 ст.21 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте»; п.11 и п.12 ПТЭ; п.7 и п. 12 Приложения №5 к ПТЭ; п.п. 12.5.1.3, 12.5.1.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества протоколом от 4-5 ноября 2015г. №63.

По результатам проверки в отношении Петрова И.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.11.1 КоАП РФ, и вынесено постановление о его наказании.

Проверка законности и обоснованности постановления должностного лица и судебного решения показывает, что выводы административного органа и судьи суда первой инстанции о наличии события и состава правонарушения основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы, и оценены в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы не влекут сомнений в правильности обжалуемых актов.

Петров И.В. приказом АО ФПК от 17 февраля 2020 г. № 79/К назначен на должность заместителя начальника Филиала (по вагонному хозяйству) (л.д.138).

Согласно постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.63) установлено нарушение Петровым И.В., являющимся на момент совершения инкриминированного правонарушения (21 июня 2020 г.) заместителем начальника Филиала по вагонному хозяйству, своих должностных обязанностей, в том числе пункта 1.3.1, согласно которому заместитель начальника Филиала (по вагонному хозяйству) организует работу и несет ответственность за обеспечение деятельности Филиала по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа в части обеспечения перевозочной деятельности исправными и подготовленными в рейс в соответствии с установленными требованиями пассажирскими вагонами (142-150).

В обжалуемом постановлении установлена вина Петрова И.В., в том числе в нарушении п.11, 12 ПТЭ, согласно которым работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение настоящих Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, работники железнодорожного транспорта должны немедленно принимать меры к устранению неисправности, а при необходимости к ограждению опасного места для устранения неисправности

Таким образом, доводы заявителя о том, что не указаны нормы, которые нарушены Петровым И.В., не состоятельны.

Ссылки автора жалобы о том, что Петрову И.В. необоснованно вменено нарушение п.7 и п.12 Приложения №5 Правил технической эксплуатации дорог РФ в виду того, что он работы по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар вагон не производил, подлежат отклонению.

Актом комиссионного осмотра вагона №096 50722 от 20 июня 2020 г. зафиксированы нарушения в содержании вагона и сделан вывод, что 3-я и 4-я колесные пары на торце шеек оси не имеют клейма о проведении среднего ремонта. Кроме того в копии паспорта вагона ВУ-5 не соответствуют номера 3 и 4 колесной пары (поменяны местами) (л.д.78).

21 июня 2020г. указанный вагон включен в состав пассажирского поезда дальнего следования №663 «Хабаровск-Чегдомын».

Согласно, должностных обязанностей заместитель начальника Филиала по вагонному хозяйству осуществляет контроль за обеспечением безопасности движения пассажирских поездов дальнего следования, развитием и эффективным использованием ремонтных мощностей подвижного состава (п.1.3.3); организует работу по эксплуатации и техническому обслуживанию пассажирского подвижного состава (п.1.3.22); организует и осуществляет контроль за качеством технической подготовки вагонов в рейс, выполнением технологических процессов формирования поездов (п.1.3.23).

Петров В.И. являясь в Обществе лицом контролирующим обеспечение безопасности движения пассажирских поездов дальнего следования, зная о наличии неисправностей в вагоне, не принял необходимых и своевременных мер к устранению недостатков либо отстранению от движения потенциально опасного вагона, что свидетельствует о наличии в его действиях состава инкриминируемого правонарушения.

Указание автора жалобы на отсутствие неисправностей перечисленных в п.14 Приложения №5 Правил технической эксплуатации дорог РФ и, как следствие, невозможность запретить выпуск в эксплуатацию вагона № 096 50772, не исключает обязанности по соблюдению иных требований, установленных указанными правилами, поскольку в силу прямого указания в п. 3 настоящие Правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками.

Ссылка в жалобе на необоснованное вменение нарушения п.п.12.5.1.3, 12.5.1.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм, не влечет удовлетворение жалобы. Указанные пункты предусматривают, что при отсутствии или невозможности прочтения знаков и клейм о проведении последнего среднего ремонта на торце шейки оси и при отсутствии бирки на буксовом узле или невозможности прочтения на ней знаков и клейм, должен быть выполнен средний ремонт колесной пары. При этом Петрову И.В. не вменяется обязанность личного проведения ремонта силами Общества, а указывается на то, что он должен был учесть вышеизложенные нормы и принять меры по организации ремонта (устранению выявленных нарушений) либо отстранению от движения потенциально опасного вагона в целях безопасности эксплуатации и движения железнодорожного транспорта.

Иных сведений об обстоятельствах административного правонарушения, влекущих сомнения в правильности обжалуемых актов, жалоба Петрова И.В. не содержит.

Существенных процессуальных нарушений, не позволивших полно и всесторонне рассмотреть дело, должностным лицом и судьей районного суда не допущено, поэтому оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и судебного решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя начальника отдела Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05 августа 2020 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 27 октября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.11.1 КоАП РФ, в отношении Петрова И.В. оставить без изменения, а его жалобу без удовлетворения.

Судья

Хабаровского краевого суда Ю.Г.Старков