ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-833/2022 от 12.09.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №...

г. Уфа 12 сентября 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,

при секретаре Даминовой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи на базе Янаульского районного суда Республики Башкортостан жалобу и дополнения к ней ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении ... муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ... ФИО1,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – УФАС по РБ) ФИО3№... от 24 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 июня 2022 года, ... муниципального бюджетного образовательного учреждения ... (далее – МБОУ ..., учреждение) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 20 – 23, 72 – 74).

Не соглашаясь с решением судьи, ФИО1 обжалует его в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, просит вынесенный по делу судебный акт отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью.

Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания должностного лица УФАС по РБ, выслушав ФИО1, защитника Давлетову Д.А., поддержавших жалобу, заместителя прокурора Янаульского района Республики Башкортостан Ахмадуллина Ф.А., изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 2 ст. 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность должностного лица за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами являются:

1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);

2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);

3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).

В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.

В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Янаульского района Республики Башкортостан по обращению директора ООО ...» ФИО4. проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в деятельности МБОУ ....

Проверкой установлено, что годовой объем закупок МБОУ ... в 2021 году составил ... руб.

01 декабря 2021 года МБОУ ..., выступая в качестве заказчика, не проводя аукционных процедур, посредством размещения на торговой площадке «...» заключил контракт с ООО ...» на оказание охранных услуг №... на сумму ... руб. (л.д. 59 оборот – 67).

Контракт подписан ... МБОУ ... ФИО1 электронной подписью.

ФИО1 назначен на должность ... МБОУ ... приказом руководителя муниципального казенного учреждения «...» №... от 25 августа 2020 года (л.д. 34).

Учитывая, что годовой объем закупок учреждения за 2021 год превысил пять миллионов, заместитель прокурора Янаульского района Республики Башкортостан пришел к выводу о том, что заказчиком неверно выбран способ определения поставщика, что повлекло необоснованное сокращение числа участников закупки и ограничение конкуренции.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 02 марта 2022 года заместителем прокурора Янаульского района Республики Башкортостан в отношении должностного лица – ... МБОУ ... ФИО1 дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ и привлечения его постановлением заместителя руководителя УФАС по РБ от 24 марта 2022 года к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, что признано обоснованным решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 июня 2022 года.

С законностью состоявшихся по делу постановления и решения согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Следовательно, совокупной годовой объем закупок – это общий объем финансирования, который планируется потратить на закупки в текущем году.

Согласно муниципальному контракту №... от 01 декабря 2021 года, сроки оказания услуг по обеспечению невооруженной охраны объекта – МБОУ ... (здание ... - 4 этажа, имеются подвальное и чердачное помещения, основной и запасной вход/выход) с 01 января по 30 июня 2022 года (л.д. 59 оборот – 67).

В соответствии с условиями муниципального контракта услуги по настоящему контракту оказываются поэтапно. Этапом оказания услуг является календарный месяц. Исполнитель ежемесячно по окончании оказания услуг в течение 5 рабочих дней направляет заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг в 2 экземплярах. Приемка оказанных охранных услуг в соответствии с контрактом осуществляется заказчиком в течение 10 рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 5 рабочих дней) с момента предоставления исполнителем акта сдачи-приемки оказанных услуг (п. 3.1);

оплата за оказанные услуги осуществляется заказчиком ежемесячно в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки оказанных услуг на основании счета, счета-фактуры (п. 4.4 контракта) (л.д. 59 оборот – 66).

Из представленных ФИО1 в Верховный Суд Республики Башкортостан платежных поручений следует, что оплата услуг охраны здания ... ООО ...» производилась в 2022 году (л.д.180 оборот - 186), на основании поступивших в 2022 году из муниципального бюджета денежных средств (л.д. 175 - 180).

Таким образом, контракт, заключенный на 2022 год, должен быть зачтен в совокупном годовом объеме закупок в 2022 году. Заместитель прокурора Янаульского района Республики Башкортостан и судья районного суда ошибочно зачли его в объеме закупок за 2021 год, превысившем сумму 5 000 000 рублей.

Учитывая изложенное, в действиях ... МБОУ ... ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7. 29 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу - прекращению ввиду отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан №... от 24 марта 2022 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, в отношении ... муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ... ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ф. Фаизова

Справка: судья районного суда Искандарова Т.Н. (дело №...)