ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-842/18 от 06.08.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

06 августа 2018 года г. Уфа РБ

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,

при секретаре Абдуллине Р.В.,

с участием Абдюкова А.Р. – лица, привлеченного к административной ответственности,

Ибрагимова А.А. – защитника,

Фахрисламовой Д.Р. - представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан,

в отсутствие представителя прокуратуры г.Стерлитамак РБ, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы судебным извещением от 11.07.2018 г. согласно расписки,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
начальника отдела закупок и сбыта ФКП «...» Абдюкова А.Р. на решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года, которым:

постановление врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Исламгулова С.Ф. №АГЗ-39/18 от 28 февраля 2018 года о привлечении должностного лица - начальника отдела закупок и сбыта ФКП «...» Абдюкова ... к административной ответственности по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб., оставлено без изменения, жалоба Абдюкова А.Р. – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением заместителя прокурора г.Стерлитамака РБ Чиликина В.А.

от 23 января 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица - начальника отдела закупок и сбыта ФКП «...» Абдюкова А.Р. за нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ ).

Постановлением врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Исламгулова С.Ф. №АГЗ-39/18 от 28 февраля 2018 года должностное лицо - начальник отдела закупок и сбыта ФКП «...» Абдюков А.Р. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан №АГЗ-39/18 от 28 февраля 2018 года оставлено без изменения, жалоба Абдюкова А.Р. – без удовлетворения,

В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан Абдюков А.Р. просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и судебное решение отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании Абдюков А.Р. и его защитник Ибрагимов А.А. поддержали доводы жалобы, просили ее удовлетворить, представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан Фахрисламова Д.Р. просила в удовлетворении жалобы отказать.

Представитель прокуратуры г. Стерлитамака РБ, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился. Считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие. От заместителя прокурора г.Стерлитамака РБ Чиликина В.А. поступило возражение на жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражения на нее, выслушав Абдюкова А.Р. и его защитника Ибрагимова А.А., представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан Фахрисламову Д.Р., прихожу к следующему.

Часть 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п.3 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О

контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации (в редакции от 28.12.2016).

В силу п.2. ч.2.1 ст.15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О

контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе: (в ред. от 28.12.2016 ) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Согласно п.б ч.2 ст.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от

07.06.2017 г.) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения.

Как усматривается из материалов дела, проведенной прокуратурой г.Стерлитамака РБ проверкой установлено, что в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей начальника отдела закупок и сбыта ФКП «...» Абдюков А.Р., на которого возложено определение способа закупок в соответствии с требованиями законодательства и Положения о закупках товаров, работ и услуг ФКП «...», допустил нарушение приведенных норм, в связи с чем 13 ноября 2017 года ФКП «...» с единственным поставщиком – ООО «...» был заключен договор №464-11/17 на сумму 2574000,00 рублей на поставку двух вилочных автопогрузчиков DALLAN CPCD30DB VM300 SS SCH, поставленных ФКП «...» 15 ноября 2017 года. Указанные автопогрузчики предназначались, согласно п.1.3 проекта договора на поставку, для выполнения обязательств по государственному оборонному заказу на 2017 года и заключенному в рамках исполнения договора №361/762/112к-2017 от 01.06.2017 г. между ФКП «...» и АО «...», согласно которому ФКП «...» обязалось выполнить работу по перекомплектации поз.647-02, 647-03, 647-05 с поэтапным выполнением работ: по первому этапу – до 05.09.2017 г., по второму этапу – до 05.10.2017 г., по третьему этапу – до 15.11.2017 г. Указанные работы были выполнены ФКП «...» 05.09.2017 г., 16.10.2017 г., 17.11.2017 г. Приобретенные 13 ноября 2017 года ФКП «...» два вилочных автопогрузчика использовались в иных целях и не предназначались для выполнения работ в рамках имеющегося договора №361/762/112к-2017 от 01.06.2017 г. заключенного между ФКП «...» и АО «...», поскольку не использовались по назначению для выполнения первого, второго и третьего этапа работ.

Аналогичные нарушения выявлены при заключении от имени ФКП «...» с единственным поставщиком – ООО «...», договора №437-11/17 на сумму 1 943 850,00 рублей на поставку электрических материалов, и расходного электрического материала с ООО «...» по договору №436-11/17 от 93 ноября 2017 года на сумму 166 704,65 руб.

В связи с тем, что приобретаемые ФКП «...» товары не

использовались для исполнения головного контракта, заключенного между ФКП «...» и АО «...», то осуществленные закупки ФКП «...» должны были быть проведены по нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(ст.6, ч.1 ст.12, ч.1 ст.24, ч.1 ст.107).

Согласно ст.6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон N 44-ФЗ ), контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Часть 1 ст.24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ гласит: заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Действия Абдюкова А.Р. квалифицированы врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Исламгуловым С.Ф. и судьей Стерлитамакского городского суда по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

С такой квалификацией надлежит согласиться.

Вышеупомянутые договоры заключены с целью избежать закрепленной в Законе N 44-ФЗ процедуры торгов - вопреки основополагающему принципу контрактной системы в сфере закупок - обеспечению конкуренции (статья 6).

В свою очередь, в ходе производства по делу Абдюков А.Р. необходимость заключения соответствующих договоров не аргументировал.

Обстоятельства дела судьей первой инстанции выяснены всесторонне, полно и объективно. Всем представленным в материалы дела доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Судьей первой инстанции дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, всем доводам жалобы дана полная и объективная оценка, что нашло отражение в судебном решении.

Постановление о назначении Абдюкову А.Р. наказания вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Абдюкову А.Р. сообразно санкции части 1 статьи 7.29 КоАП РФ.

Жалоба Абдюкова А.Р. не содержит новых правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи городского суда, поскольку направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей при рассмотрении дела, оснований для переоценки представленных доказательств не имеется.

Несогласие Абдюкова А.Р. и его защитника Ибрагимова А.А. – генерального директора ФКП «...», с выводами судьи городского суда по делу об административном правонарушении не может служить основанием к отмене судебного решения.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р утвержден

Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

ФКП «...» в указанном перечне нет.

Кроме того, по общему правилу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" можно применять в двух случаях:

- предприятие проводит закупку за счет грантов и грантодатель не предусмотрел иное;

- предприятие исполняет контракт, который заключен по Закону N 44-ФЗ, в том числе контракт по гособоронзаказу. Для его исполнения можно провести закупку по Закону N 223-ФЗ, например, чтобы привлечь субподрядчика.

Во втором случае предприятие самостоятельно определяет перечень закупаемых товаров, работ, услуг. Они должны быть непосредственно связаны с предметом контракта. Если контракт заключен на основании акта президента или правительства, предприятие не сможет руководствоваться Законом N 223-ФЗ, привлекая к исполнению контракта иных лиц.

Чтобы осуществлять в 2017 г. в разрешенных случаях закупки по Закону N 223-ФЗ, предприятие должно было до 31 декабря 2016 г. принять и разместить в ЕИС положение о таких закупках. Иначе в 2017 г. любые закупки нужно проводить только по Закону N 44-ФЗ. Чтобы в 2017 г. иметь право проводить закупки, указанные в п. 3 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, по правилам Закона N 223-ФЗ, таким предприятиям необходимо в срок до 01.09.2017 утвердить (изменить) и разместить в ЕИС положение о закупке и план закупки.

Ссылка на согласование совершения сделки на закупку автокрана не влечет отмену вынесенных постановления должностного лица и решения судьи, т.к. договор №463-11/17 на сумму 6390000,00 рублей на поставку Автокрана ФКП «...» был заключен с ООО «...» 13 ноября 2017 года до согласования сделки с Минпромторгом России (письмо №МА-74878/16 от 14.11.2017 г. приобщено к материалам дела).

Вхождение ФКП «...» в Перечень федеральных государственных

учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий, отнесенных к ведению Минпромторга России (Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2008 N 1954-р (ред. от 29.12.2017) и в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса"(Постановление Правительства РФ от 20.02.2004 N 96(ред. от 07.09.2015) не свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения в действиях должностного лица ФКП «...» Абдюкова А.Р.

Таким образом, верно установив обстоятельства дела и правильно применив закон, судья Стерлитамакского городского суда сделал обоснованный вывод о законности оспариваемого постановления.

При указанных обстоятельствах законных оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения не нахожу.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения Абдюкова А.Р. от административной ответственности не имеется.

Учитывая характер совершенного правонарушения, связанного с нарушением должностным лицом государственного заказчика требований закона, направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере размещения заказов, оно не может быть признано малозначительным.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан

Р Е Ш И Л А:

Решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года, вынесенное в отношении должностного лица – начальника отдела закупок и сбыта ФКП «...» Абдюкова ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Абдюкова А.Р. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.

справка:

судья Фархутдинова А.Г.

дело № 21-842/2018