Дело № 21-845/2020
Р Е Ш Е Н И Е
29 сентября 2020 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 июля 2020 года № 12-93/2020,
у с т а н о в и л :
постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отделения (погз) в городе Севастополе ПУ ФСБ России по Республике Крым ФИО2 за № 9930-С/207-20 от 07 апреля 2020 года, должностное лицо ООО «Атлеш» капитан рыболовного судна «Кристал-Юг» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 июля 2020 года № 12-93/2020 постановление должностного лица от 07 апреля 2020 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, ФИО3 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении дела должностными лицами не были учтены существенные обстоятельства и не проверены законность и обоснованность возбуждения дела об административном правонарушении. В документах дела об административном правонарушении не имеется доказательств именно пересечения границы в указанных координатах, а имеются сведения о нахождении судна в других координатах.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Пограничного управления по Республике Крым дознавателя ФИО4, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в нарушении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации лицами и транспортными средствами регулируется ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее Закон №4730-1).
Согласно статьи 1 Закона №4730-1 определено, что Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Защита Государственной границы - это часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации (ст. 3 Закона №4730-1). Согласно пп. «б» п. 2 ст. 5 Закона № 4730-1 прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
В силу ст. 7 Закона № 4730-1 режим Государственной границы включает, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, а также пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В соответствии с положениями ст. 9.1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:
а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;
б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;
в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы (ч. 2 ст. 9.1).
Неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Неоднократное пересечение Государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов (ч. 4 ст. 9.1).
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 9).
«Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами» (далее - Правила уведомления) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море».
Согласно пп. «а» п. 1 данными Правилами уведомления установлен порядок уведомления о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств.
Указанные суда неоднократно пересекают государственную границу Российской Федерации на море в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении (п. 3 Правила уведомления).
К уведомлению прилагаются: а) план перехода судна и (или) сведения о районе осуществления деятельности и планируемый маршрут следования судна в указанный район; б) судовая роль; в) список пассажиров (при наличии пассажиров) (п. 7 Правила уведомления).
Повторное направление уведомления не требуется в случае изменения:
а) судовой роли или списка пассажиров; б) времени выхода судна из порта;
в) плана перехода судна и (или) района осуществления деятельности;
г) планируемого маршрута следования судна в указанный в уведомлении район;
д) географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации (п. 12 Правила уведомления).
Об изменениях, указанных в пункте 12 Правила уведомления, заявитель незамедлительно информирует пограничный орган, в который было направлено уведомление по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте (п. 13 Правила уведомления).
При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море (п. 15 Правила уведомления).
На основании вышеизложенных норм права в случае изменения географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации, указанных в уведомлении о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море, заявителю (капитану судна) не требуется направлять в пограничные органы дополнительное уведомление, однако необходимо незамедлительно проинформировать пограничный орган о таком изменении.
Из материалов дела усматривается, что 04 марта 2020 г. в адрес электронной почты ПУ ФСБ России по Республике Крым судовладельцем рыболовного судна «Кристалл-Юг» (бортовой номер <данные изъяты>, порт приписки Евпатория) ФИО3 было подано уведомление о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных, с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля. В поданном уведомлении были указаны следующие данные:
- порт отхода - порт Севастополь, причал №
- цель выхода - промышленное рыболовство;
- географические координаты района осуществления деятельности: <данные изъяты>
- описание маршрута плавания судна (план перехода судна и (или) сведения о районе осуществления деятельности и планируемый маршрут следования судна в указанный район), географические координаты планируемого места пересечения государственной границы Российской Федерации на море: Порт <данные изъяты>. Пересечение Государственной границы РФ на выход 04.03,2020 г. в 20.30 <данные изъяты>
04 марта 2020 г., в 18 часов 00 минут PC «Кристалл-Юг» под руководством капитана судна отошло от причала №59А бухты <данные изъяты> и проследовало в пределах территориального моря Российской Федерации к месту пересечения Государственной границы Российской Федерации (внешней границы территориального моря РФ).
В этот же день, 04 марта 2020 г. в 20 часов 40 минут PC «Кристалл-Юг» пересекло Государственную границу РФ на выезд из РФ в точке с примерными географическими координатами <данные изъяты> Затем судно проследовало в район осуществления деятельности в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.
05 марта 2020 г. пограничным нарядом «пост наблюдения» на радиотехническом посту отделения (погз) в н.<адрес> в 09 часов 37 минут с использованием радиолокационной станции «Буссоль-С» было обнаружено неопознанное судно, следующее курсом 78° со скоростью 3.7 узлов.
При взятии данного судна на сопровождение ему был присвоен 2 (второй) порядковый номер на индикаторе РЛС. В ходе проведения опознавания было установлено, что данная цель является РС «Кристалл-Юг», осуществляющее промысел в исключительной экономической зоне.
Согласно вахтенному (аппаратному) журналу радиостанции Гранит 2р-23, журналу службы поста технического наблюдения, рабочей тетради радиотехнического поста, скриншотов экрана РЛС и рапортов пограничного наряда, 05 марта 2020 года в 13 часов 42 минут PC «Кристалл-Юг» пересекло Государственную границу РФ на выезд из РФ в месте с географическими координатами <данные изъяты>
Как усматривается, координаты в которых PC «Кристалл-Юг» пересекло Государственную границу РФ не соответствовали данным указанным в Уведомлении.
Более того, при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море, капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте не уведомил пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им Государственной границы Российской Федерации на море.
25 марта 2020 в адрес Мурманского филиала ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» был направлен запрос, в рамках которого запрашивались распечатка позиций рыболовного судна «Кристалл Юг» (бортовой номер Ч-17-0036, порт приписки Евпатория) за 05 марта 2020 г, и маршрут движения данного судна за вышеуказанный период по данным спутникового мониторинга.
Согласно ответу № МФ/9-256 от 27.03.2020 Мурманского филиала ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи», судно PC «Кристалл-Юг» действительно находилось в не участка указанного в Уведомлении.
Из ответов Дежурного по Службе ГДС ОБО Службы в г. Севастополе (б/н от 26.03.2020) и ситуационного центра (отдела) Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым (телефонограмма № 185 от 06.04.2020) следует, что информация об изменениях в Уведомление и информация о пересечении Государственной границы Российской Федерации с 04.03.2020 по 06.03.2020, не поступала.
06.04.2020 в адрес отдела береговой охраны Службы в городе Севастополе было направлено письмо (запрос), в рамках которого флагманскому штурману было необходимо подготовить схемы движения PC «Кристалл-Юг» в соответствии с координатами указанными в Уведомлении, рапорта пограничного наряда «пост наблюдения» на радиотехническом посту отделения (погз) в н.<адрес>, копии снимков экрана радиолокационной станции «Буссоль-С», а также координаты, полученные от Мурманского филиала ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи».
07.04.2020 получен ответ из отдела береговой охраны Службы в городе Севастополе (б/н от 07.04.2020), согласно которому PC «Кристалл- Юг» 05.03.2020 г. в 13 часов 42 минут пересек Государственную границу РФ на выезд из РФ в географических координатах, которые не соответствовали поданному Уведомлению.
23.03.2020 года государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отделения (погз) в городе Севастополе ПУ ФСБ России по Республике Крым ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО12 по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Постановлением государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отделения (погз) в городе Севастополе ПУ ФСБ России по Республике Крым ФИО2 за № 9930-С/207-20 от 07 апреля 2020 года, капитан рыболовного судна «Кристал-Юг» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 23 марта 2020 года; копиями рапортов ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11; выпиской из вахтенного журнала радиостанции № 1876; выпиской из раздела № 1 журнала № 1869; выпиской из рабочей тетради № 1861; копиями страниц промыслового журнала; распечатанными копиями снимков экрана радиолокационной станции «Буссоль-С»; ответом № б/н от 26.03.2020 дежурного по Службе ГДС ОБО Службы в г. Севастополе; ответом № МФ/9- 256 от 27.03.2020 начальника Мурманского филиала ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи; телефонограммой № 185 от 06.04.2020, принятой от врио начальника ситуационного центра ПУ ФСБ России по РК; ответом б/н от 07.04.2020 года заместителя начальника отдела начальника отделения береговой охраны Службы в городе Севастополе и иными материалами дела.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом и судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы ФИО3 о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства пересечения границы судном в указанных координатах, является необоснованным исходя из следующего.
Обязательным элементом состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 18.1 КоАП РФ, является именно пересечение Государственной границы РФ в нарушение установленных правил. При производстве по делу об административном правонарушении установлен и доказан факт пересечения судном Государственной границы РФ в указанный промежуток времени. Об этих фактах пересечения, указано в протоколе и в постановлении по делу об административном правонарушении.
Утверждение автора жалобы о том, что вынесение должностным лицом в отношении ФИО3 нескольких постановлений о назначении административного наказания создает искусственную множественность, основано на неверном понимании закона, поскольку каждый факт пересечения Государственной границы РФ с нарушением установленного порядка ее пересечения, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Инкриминируемое ФИО3 правонарушение является оконченным с момента пересечения судном «Кристал-Юг» Государственной границы РФ в конкретных координатах и в определенное время, тем самым, каждое пересечение Государственной границы РФ, с нарушением условий ее пересечения, влечет административную ответственность.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя и о неправомочности должностных лиц инспекторов Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отделения (погз) в городе Севастополе ПУ ФСБ России по Республике Крым составлять протокол об административном правонарушении и выносить постановление о привлечении к административной ответственности ФИО3 по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Так, согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 указанного выше Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Из содержания ч. 1 ст. 23.10 КоАП РФ следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 18.1 данного Кодекса, рассматривают пограничные органы.
Таким органом в силу положений п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года № 960 является Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 ст. 23.10 КоАП РФ, вправе государственные инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов (п. 9 ч. 2 ст. 23.10 КоАП РФ).
По общему правилу дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению по месту его совершения. Местом совершения правонарушения является Государственная граница РФ, полномочия на охрану и защиту которой возложены на пограничные органы ФСБ России, и она не входит в состав того или иного субъекта РФ.
Кроме того, по смыслу ст. 11.1, п. "м" ст. 12 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» в деятельности пограничных органов закреплен принцип экстерриториальности, и участок ответственности пограничного управления не распространяются только на пределы субъекта РФ.
Иные доводы, аналогичные заявленным в поданной в Верховный Суд Республики Крым жалобе, являлись предметом проверки судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Доказательств, подтверждающих принятие ФИО3 всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения ФИО3 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что жалоба на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 июля 2020 года № 12-93/2020, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу ФИО1 на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 июля 2020 года № 12-93/2020 – оставить без удовлетворения.
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 июля 2020 года № 12-93/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>