Судья: Девулина А.В. Дело <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
<данные изъяты> 10 мая 2018г.
Судья Московского областного суда Мишин И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, вынесшего постановление, ФИО1 на решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от 17.01.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Домодедово Трейнинг»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Центральному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Росприроднадзора по ЦФО ФИО1<данные изъяты> от 14.11.2017г. Общество с ограниченной ответственностью «Домодедово Трейнинг» /ООО «Домодедово Трейнинг», Общество/, юридический адрес: 142015, <данные изъяты>, территория аэропорта «Домодедово» стр.9, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000.00 рублей.
Решением Домодедовского городского суда <данные изъяты> от 17.01.2018г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с решением суда, должностное лицо, вынесшее постановление, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО ФИО1 принесла жалобу, в которой поставила вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что выводы городского суда о недоказанности вины Общества в инкриминированном деянии ошибочны.
Проверив материалы дела в полном объеме, как того требуют положения ст.30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из дела, постановлением должностного лица ООО «Домодедово Трейнинг» было привлечено к ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в связи с тем, что 25.10.2017г. в ходе проведения внеплановой выездной проверки было выявлено, что ООО «Домодедово Трейдинг» осуществляет свою деятельность с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно, Обществом не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с природоохранным законодательством.
Установлено, что ООО «Домодедово Трейдинг» на праве арендатора по адресу: <данные изъяты>, территория аэропорта «Домодедово» стр.23, помещения <данные изъяты>.01-3.09, 3.12, 3.16-3.17, лестница в осях 3-4, коридор 3 этаж (в осях 3-12) осуществляет проведение консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления; организует различные услуги в сфере образования, организует обучение, профессиональную подготовку, переподготовку кадров и др. для юридических и физических лиц.
Земельные участки на балансе Общества отсутствуют.
При осуществлении хозяйственной деятельности у Общества образуются отходы производства и потребления в виде отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности (5 класс опасности); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4 класса опасности, а также смет с территории предприятий малоопасный 4 класса опасности.
Уборка помещений и техобслуживание зданий, сооружений, инженерных систем, интерьера, мебели и озеленения осуществляется на основании договора /оферты/ от 01.01.2017г. б/н на выполнение работ по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, заключенного между ООО «Домодедово Трейдинг» и ООО «Домодедово Эссет Менеджмент», который, в свою очередь, заключил договор на оказание услуг по уборке помещений от 01.02.2017г. с ООО «Топ-Сервис».
ООО «Домодедово Трейдинг» не является субъектом малого/среднего предпринимательства согласно данным соответствующего реестра и обязано разработать проект и утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение с целью соблюдения требований ст.3, ст.11, ч.1 ст.22, ст. 34, ч.1 и 2 ст.39, ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от <данные изъяты> №7-ФЗ; ст.1, ст. 11, ч.4-6 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от <данные изъяты> №89-ФЗ, однако этого сделано не было, что и образовало состав вмененного правонарушения.
Проверяя законность постановления должностного лица и обоснованность привлечения Общества к ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, городской суд обоснованно исходил из нижеследующего.
В соответствии со ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Делая вывод о виновности Общества в совершении данного административного правонарушения, должностное лицо органа административной юрисдикции исходило из того, что в нарушение требований природоохранного законодательства ООО «Домодедово Трейнинг» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно ст.1 «Закона об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Анализируя и оценивая представленные в дело доказательства, городской суд сделал обоснованный вывод о том, что в материалах настоящего дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что ООО «Домодедово Трейдинг» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
В деле не содержится данных, указывающих на то, что такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления относятся к уставной деятельности Общества.
Довод жалобы должностногго лица о том, что Общество занимается складированием отходов (помещая в мусорную корзину в офисных помещениях остатки бумаги и иных канцелярских принадлежностей), основан на ошибочном понимании данного термина, поскольку в соответствии с приведенной выше ст.1 Закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ, накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
С учетом изложенного, у суда второй инстанции нет оснований не согласиться с выводом городского суда о том, что в деле не имеется достаточных и объективных данных, указывающих на то, что Общество относится к числу субъектов, на которых Федеральным законом №89-ФЗ возложены обязанности, невыполнение которых вменяется ООО «Домодедово Трейнинг».
В суд второй инстанции таких доказательств также не представлено.
Несогласие должностного лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от 17.01.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Домодедово Трейнинг» - оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья И.Н. Мишин