ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-849/18 от 29.10.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №21-849/2018

Р Е Ш Е Н И Е

29 октября 2018 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., с участием защитника Товарищества собственников недвижимости «Меркурий» – Процюка Алексея Николаевича, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 августа 2018 года по жалобе Товарищества собственников недвижимости «Меркурий» на постановление главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 26 апреля 2018 года №17/45-25 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников недвижимости «Меркурий»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 26 апреля 2018 года №17/45-25 Товарищество собственников недвижимости «Меркурий» (далее – ТСН «Меркурий», Товарищество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ТСН «Меркурий» обжаловало его в судебном порядке.

Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 августа 2018 года жалоба ТСН «Меркурий» удовлетворена частично, постановление главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 26 апреля 2018 года №17/45-25 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСН «Меркурий» отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, главный государственный инспектор в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 просит отменить полностью решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 августа 2018 года, принять по делу новое решение, которым отказать в полном объеме в удовлетворении заявленных требований ТСН «Меркурий» и оставить без изменения постановление о назначении административного наказания по делу №17/45-25 от 26 апреля 2018 года. Жалоба мотивирована тем, что пропуск ТСН «Меркурий» срока на обжалование постановления от 26 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении №17/45-25 является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по существу и отмены обжалуемого решения судьи. Также заявитель указывает, что в ходе проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении ТСН «Меркурий» установлено, что фактическое использование Товариществом земельного участка не соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка – «Причалы для маломерных судов».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 29 октября 2018 года главный государственный инспектор в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении слушания дела не заявляла.

Защитник ТСН «Меркурий» – Процюк А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции 29 октября 2018 года возражал против удовлетворения жалобы заявителя, просил оставить решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 августа 2018 года без изменения.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника ТСН «Меркурий» – Процюка А.Н., прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; 4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В соответствии со статьей 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

Права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются законом и соглашением об установлении сервитута, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, которыми установлен публичный сервитут, а в случаях, предусмотренных главой V.7 настоящего Кодекса, также соглашением об осуществлении публичного сервитута.

При этом, в силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно части 1 стати 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 16 апреля 2018 года в результате проведенной должностными лицами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении ТСН «Меркурий» при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка ), выявлено длящееся нарушение требований статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в ненадлежащем использовании земельного участка с кадастровым номером , площадью га с видом разрешенного использования «причалы для маломерных судов», расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки было установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью га, расположенный по адресу: <адрес>, передан ТСН «Меркурий» для строительства мест хранения маломерных плавсредств и трансформаторной подстанции на основании договора аренды земли от 13 декабря 2002 года.

На земельном участке расположены: нежилое здание лит. И, площадью 2153,7 кв.м, с кадастровым номером , количество этажей согласно сведений ЕГРН – 6, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером в ЕГРН отсутствуют; нежилое здание лит. К, площадью 1589,7 кв.м, с кадастровым номером , количество этажей согласно сведений ЕГРН – 5, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером в ЕГРН отсутствуют.

Постановлением Администрации города Ялты от 10 апреля 2018 года №722-п земельному участку установлен вид разрешенного использования – «причалы для маломерных судов (код 5.4)».

Согласно пояснениям председателя правления ТСН «Меркурий» Кириченко В.Ф. (исх. №63 от 16 апреля 2018 года) здания и строения, расположенные на вышеуказанном земельном участке, используются для хранения плавсредств, а также временного проживания в них членов Товарищества.

Также в ЕГРН имеются сведения о жилых помещениях, находящихся по адресу: <адрес>, расположенных в здании лит. И с кадастровым номером .

Таким образом, фактическое использование земельного участка с кадастровым номером не соответствует виду разрешенного использования данного земельного участка «Причалы для маломерных судов (код 5.4)». В частности, вид разрешенного использования «Причалы для маломерных судов» не предполагает размещения на таком земельном участке жилой застройки, а также использование земельного участка в коммерческих целях.

В связи с изложенными обстоятельствами, постановлением главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 26 апреля 2018 года №17/45-25 ТСН «Меркурий» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.

Принимая обжалуемое решение, судья Ялтинского городского суда Республики Крым исходил из того, что должностным лицом при проведении проверки и рассмотрении дела об административном правонарушении не было установлено, кто является собственником зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , в то время как согласно представленным ТСН «Меркурий» документам, собственниками эллингов-боксов, расположенных на данном земельном участке, являются физические лица-члены ТСН «Меркурий», право собственности которых на недвижимое имущество было зарегистрировано в установленном порядке до 18 марта 2014 года. При этом, само ТСН «Меркурий» является лишь организацией, обеспечивающей надлежащее обслуживание и содержание общего имущества собственников недвижимости, действуя при этом от имени и в интересах своих членов.

Данные выводы судьи городского суда являются обоснованными, в том числе с учетом положений статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов.

Судья городского суда также указал на преждевременность выводов должностного лица о виновности ТСН «Меркурий» в использовании земельного участка не по целевому назначению, поскольку не были проверены обстоятельства о соответствии фактического использования спорного земельного участка виду разрешенного использования, установленному на момент возведения на нем строений.

Так, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540.

При этом, в соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

На момент передачи земельного участка ТСН «Меркурий» на основании договора аренды земли от 13 декабря 2002 года для строительства мест хранения маломерных плавсредств и трансформаторной подстанции, действовало законодательство Украины.

Согласно части 1 статьи 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли жилой и общественной застройки; земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения; земли оздоровительного назначения; земли рекреационного назначения; земли историко-культурного назначения; земли лесохозяйственного назначения; земли водного фонда; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

В соответствии со статьей 51 Земельного кодекса Украины к землям рекреационного назначения относятся земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристских и экологических троп, маркированных трасс, земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристических станций, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации.

Государственным классификатором зданий и сооружений Украины ДК 18- 2000 эллинги отнесены к иным строениям для временного проживания (1212), включая туристические базы, горные приюты, детские и семейные лагеря отдыха, дома отдыха и иные строения для временного проживания, не классифицированные ранее (код 1212.9).

Изложенные обстоятельства не позволяют с достоверностью утверждать, что земельный участок с кадастровым номером использовался не по целевому назначению, достаточных доказательств тому не представлено.

Доводы жалобы заявителя о том, что виновность ТСН «Меркурий» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана надлежащим образом и ТСН «Меркурий» является субъектом данного административного правонарушения несостоятельны, поскольку в жалобе не приведено никаких доводов и доказательств, опровергающих установленные судьей городского суда обстоятельства и его выводы.

Доводы жалобы о том, что пропуск ТСН «Меркурий» срока на обжалование постановления от 26 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении №17/45-25 является достаточным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по существу и отмены обжалуемого решения судьи также не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 июля 2018 года ТСН «Меркурий» был восстановлен срок обжалования постановления главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 26 апреля 2018 года №17/45-25.

При таких обстоятельствах решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 августа 2018 года является законным и обоснованным, в связи с чем жалоба главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 по изложенным в ней основаниям подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 августа 2018 года по делу №12-204/2018 по жалобе Товарищества собственников недвижимости «Меркурий» на постановление главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 26 апреля 2018 года №17/45-25 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников недвижимости «Меркурий» – оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья <данные изъяты> С.А. Воробьёва

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>