ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-84/2022 от 05.04.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Федорова Д.М.

УИД04RS0007-01-2021-010213-712

пост.18.02.2022

дело № 21-84/2022

РЕШЕНИЕ

5 апреля 2022 года г.Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Барановой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителей Администрации МО «Селенгинский район» Еранского Е.В., Нургалиевой Е.Ю. на решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 03.02.2022 г., вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление начальника отдела Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республики Бурятия от 03.12.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации МО «Селенгинский район»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Республике Бурятия Будаева Б.Д. от 03.12.2021 администрации муниципального образования «Селенгинский район» назначено наказание в виде штрафа в размере двухсот тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).

Решением судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 03.02.2022г. постановление начальника отдела Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республики Бурятия от 03.12.2021 о привлечении к административной ответственности Администрации МО «Селенгинский район» по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба Администрации МО «Селенгинский район» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в вышестоящий суд, Администрация МО «Селенгинский район» в лице представителей по доверенности Еранского Е.В., Нургалиевой Е.Ю. просят решение отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что администрацией муниципального образования «Селенгинский район» принимались необходимые меры, в адрес районного Совета депутатов МО «Селенгинский район» направлялись бюджетные заявки о выделении финансирования на проведение мероприятий муниципальной программы «Улучшение экологического состояния муниципального образования «Селенгинский район» на 2016-2020 годы», Управление Россельхознадзора по Республике Бурятия было обязано применить положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В возражениях Управление Россельхознадзора по Иркутской области и Республики Бурятия в лице Вахрамеевой Т.И. просит оставить жалобу без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителей Администрации МО «Селенгинский район» Еранского Е.В., Нургалиевой Е.Ю., поддержавших жалобу, представителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республики Бурятия в лице Вахрамеевой Т.И.., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, материалы административного производства, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела, в результате внеплановой документарной проверки от 19.10.2021 установлено, что Администрация МО «Селенгинский район» с 19.09.2011 являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: <...>, не выполняет обязанности по проведению мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от захламления, зарастания травостоем, кустарником и сорной растительность.

В результате бездействия собственника земельный участок захламлен отходами лесопиления и ТКО. В рамках выездного обследования от 31.08.2021 проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером ..., на котором установлено размещение свалки, как в отдельных кучах, так и в общей массе, отходов лесопиления (опилок, кора, щепа, обрезки досок и т.п.) и твердых коммунальных отходов (автопокрышки, пластиковая тара, проволока, битый кирпич, шифер, стекло, различные изделия бытовой промышленности, отслужившие срок годности, и т.п.). Площадь захламления составляет 13 030 кв.м. от общей площади участка. Из них 8 900 кв.м. занимают отходы лесопиления. Кучи ТКО различные по площади, составу и объему хаотично размещены по участку.

Составлен протокол осмотра № 3 от 31.08.2021. Основная часть отходов при внешнем осмотре относится к IV, V классам опасности. Осуществлен отбор проб (протокол отбора образцов (проб) почвы № 1020 т от 31.08.2021. Пробы отправлены в ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория». Согласно протоколу испытаний № ГУ 09-02/10 от 15.09.2021 в двух образцах выявлено превышение серы. Повышенное содержание серы в почвах приводит к ее закислению, то есть, изменению химического состава компонента природной серы, а также создает опасность для здоровья человека: «Диоксид серы – крайне токсичное вещество. При повышенных концентрациях он может оказывать пагубное воздействие на здоровье человека, приводит к закислению почвы, интоксикации животных, растений, нарушению баланса экосистемы».

На основании вх. письма № 1964-2021 от 28.09.2021 (исх. № 31 от 29.09.2021, экспертное задание № 1020 от 22.09.2021) проведена экспертиза, согласно которой следует, что сравнительный анализ агрохимических лабораторных испытаний проб почвы, проведенный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» показал, что произошло снижение качества почвы, отобранной под отходами лесопиления, по следующим показателям: существенное снижение подвижного фосфора (32%), существенное повышение кислотности почвы (10,5%), снижение органического вещества (23%). По результатам оценки состояния земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ... лабораторных исследований, также по данным фотоматериала следует: размещение на земельном участке отходов лесопиления и непредусмотренных для этих целей местах привело к качественному ухудшению состояния земель, захламлению и перекрытию земель отходами, следствии привело к изменению функции почвы как элемента природной среды, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Согласно Методическим рекомендациям по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденным письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.03.1995 № 3-15/585 указанное привело к деградации земель (почвы). Захламление участка отходами лесопиления и ТКО также создает угрозу пожарной безопасности и, соответственно, угрозу жизни и здоровью людей. При изучении космоснимков в программе GoogleEarthPro, позволяющей визуально оценить состояние почвенной поверхности в разные периоды времени установлено, что с 2013 на земельном участке видно небольшое появление несанкционированного размещения производственных отходов от лесопиления. В 2016-2021 по космоснимкам видно увеличение площади захламления земельного участка производственными отходами. Таким образом, земельный участок стали захламять производственными отходами от лесопиления с 2013. Следовательно, собственник земельного участка более 10 лет не принимает никаких мер по охране, защите земель и их плодородного слоя. На земельном участке отсутствуют аншлаги по запрещению захламления земельного участка. Не принимаются меры по недопущению захламления земельного участка производственными отходами. Изменения почвы земельного участка требуют очистки почвенного слоя.

На основании указанных материалов составлен протокол об административном правонарушении от 27.10.2021 и начальником отдела земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Республике Бурятия Будаевым Б.Д. от 03.12.2021, в пределах его компетенции, вынесено вышеуказанное постановление

Данные действия (бездействие) администрации муниципального образования «Селенгинский район» квалифицированы уполномоченным должностным лицом как нарушение земельного законодательства и административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, согласно которой невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

С этими выводами согласился судья суда первой инстанции.

Вместе с тем, в жалобе указывается, что администрация муниципального образования «Селенгинский район» обращалась к Собранию депутатов муниципального образования «Селенгинский район» с бюджетными заявками о выделении финансирования на проведение мероприятий муниципальной программы «Улучшение экологического состояния муниципального образования «Селенгинский район» на 2016-2020 годы», однако получала отказ ввиду дефицита районного бюджета.

Сведения о том, что администрация муниципального образования «Селенгинский район» вносила в представительный орган муниципального района предложения о выделении бюджетных ассигнований уполномоченному органу, подтверждаются материалами дела (т.2 л.д.227-234).

Данные обстоятельства также установлены и при составлении Акта проверки от 19.10.2021

В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

По вышеприведенным мотивам решение судьи, постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 3 февраля 2022г., постановление №439-р от 3 декабря 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Селенгинский район» отменить, производство по делу прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Бурятия Н.А.Матвеева