ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-855/2021 от 24.11.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Костенко А.А. Дело № 21-855/2021

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 24 ноября 2021 г.

Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Шматок Юлии Николаевны по ее жалобе на постановление должностного лица и жалобе должностного лица, вынесшего постановление, на решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 2 сентября 2021 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу Буймова Н.А. от 19 апреля 2021г. директор АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Кузбасса» (далее - АО «АИЖК Кузбасса») Шматок Ю.Н. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе Шматок Ю.Н. просила постановление отменить, прекратив производство по делу, указывая на то, что возложение временного исполнения обязанностей специального должностного лица на иное лицо, имеющее обучение в соответствующей сфере; исключение из числа обязанностей предоставление сведений о совершаемых клиентами организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операций, подлежащих обязательному контролю; истечение срока давности привлечения к административной ответственности за несвоевременное предоставление сообщений по операциям, совершенным 12 февраля 2020г. и 7 апреля 2020г.

Решением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 2 сентября 2021г. постановление изменено: исключено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности обвинение в части совершения обществом операций 12 февраля 2020г. и 7 апреля 2020г., совершение сделки 14 февраля 2020г.; наказание в виде штрафа заменено на предупреждение.

В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление, просит решение отменить, ссылаясь на необоснованное исключение из постановления части обвинения, отсутствие в постановлении обвинения в не направлении сведений об операциях к определенной дате; лицо привлекалось за нарушения, повлекшие предоставление 29 декабря 2020г. и 31 декабря 2020г. сведений с нарушением установленного порядка и сроков

Одновременно в жалобе должностное лицо просит восстановить срок обжалования решения суда, ссылаясь на получение копии решения 21 сентября 2021г.

Согласно ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, копия жалобы была направлена должностному лицу, вынесшему постановление, 8 сентября 2021г. (л.д.140). Согласно доводам жалобы, штампу входящей корреспонденции копия решения поступила в МРУ Росфинмониторинг по СФО 21 сентября 2021г. (л.д.148). Иных сведений о дате получения копии решения суда в деле не имеется. Жалоба поступила в Кемеровский областной суд 27 сентября 2021г., то есть в установленные законом сроки.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что на основании приказа МРУ Росфинмониторинга по СФО от 22 января 2021г. № 8-н была проведена проверка исполнения АО «АИЖК Кузбасса» законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 1 января 2018 по 31 декабря 2020г.

Установлено нарушение требований п.2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что выразилось в отсутствии в обществе в период с 27 апреля 2020г. по 16 июля 2020г. специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля (ПВК), соответствующего квалификационным требованиям.

В нарушение сроков предоставления сведений о подлежащих обязательному контролю операциях, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции, действующей до 10 января 2021г.), п. 1.2 ст. 6 указанного Закона, приказа Росфинмониторинга от 24 апреля 2015г. № 110, утвердившего инструкцию о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом, что выразилось в предоставлении 31 декабря 2020г. сообщения по форме ФЭС 1-ФМ по коду 9002 по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества НО <данные изъяты> по договору купли-продажи транспортного средства. В результате реализации указанного договора АО «АИЖК Кузбасса» 14 февраля 2020г. получило от НО <данные изъяты> денежные средства в сумме 506 243,94руб., тем самым совершило подлежащую обязательному контролю сделку, срок предоставления сведений по которой -19 февраля 2020г.

Также, 20 декабря 2020г. АО «АИЖК Кузбасса» предоставило в Росфинмониторинг 11 сообщений по форме ФЭС 1-ФМ по коду 9002 по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества НО <данные изъяты> за предоставление услуг в соответствии с договором сопровождения займа от 9 января 2017г. Тогда как сроками предоставления сведений по которым являлись даты: 17 февраля 2020г.; 10, 17, 20 апреля 2020г.; 26 мая 2020г.; 20 июля 2020г.; 21 августа 2020г.; 26 октября 2020г.; 4 декабря 2020г.

В нарушение пп.7 п. 1 ст. 7, п. 6 ст. 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ АО «АИЖК Кузбасса» с нарушением установленных сроков предоставило 17 июля 2020 г. и 11 ноября 2020г. в Росфинмониторинг 3 информации ФЭС 3-ФМ о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применимы либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Сроками предоставления указанной информации согласно установленным требованиям являлись даты: 7 апреля 2020г.; 7 июля 2020г.; 7 октября 2020г.

1 апреля 2021 г. в отношении директора АО «АИЖК Кузбасса» Шматок Ю.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. 19 апреля 2021г. вынесено постановление (в полном объеме).

Рассматривая жалобу, судья с выводами должностного лица о наличии в действиях руководителя АО «АИЖК Кузбасса» состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ согласился. При этом, счел необходимым исключить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности из мотивировочной части постановления выводы о неисполнении законодательства в части нарушения сроков и порядка организации и (или) осуществления внутреннего контроля при совершении операций 12 февраля 2020г., 7 апреля 2020г., совершение сделки 14 февраля 2020г. Также суд счел необходимым с учетом характера совершенного правонарушения, сведений о личности, семейном положении лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность заменить назначенное наказание на предупреждение.

Считаю необходимым согласиться с выводами суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014г. № 492 утверждены квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Так, пп. «б» п. 1 Постановления к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предусмотрены, квалификационные требования о прохождении в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Пунктом 12 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010г. № 203, предусмотрено прохождение повышения уровня знаний специальным должностным лицом организации (филиала) не реже одного раза в три года.

В ходе проверки установлено, что в обществе в проверяемом периоде с 27 апреля 2020г. по 16 июля 2020г. отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, отвечающее квалификационным требованиям в указанной выше части. Как следует из объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, прошло обучение 26 апреля 2017г. и 16 июля 2020г. 27 июля 2020г. временное исполнение обязанностей специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, возложено на иное лицо. Изложенное не опровергает выводов должностного лица о наличии указанного нарушения.

Согласно пп. 7 п. 1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 чт. 7.5 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В нарушение установленных сроков общество предоставило в Росфинмониторинг информацию ФЭС 3-ФМ о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применимы либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества 17 июля 2020 г. и 11 ноября 2020г. Установлено, что сроками предоставления указанной информации согласно требованиям закона являлись даты: 7 апреля 2020г.; 7 июля 2020г.; 7 октября 2020г.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 1.6 - 1.8, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015г. № 110 утверждена Инструкция о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с п. 2.1 которой информация, указанная в пунктах 1.4, 1.5, 1.6 настоящей Инструкции, представляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС, сообщение), сформированных в соответствии со структурами, предусмотренными настоящей Инструкцией.

Организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом: не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю; не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (5.1 Инструкции).

В нарушение сроков предоставления сведений о подлежащих обязательному контролю операциях, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, сообщения по форме ФЭС 1-ФМ по коду 9002 по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества НО <данные изъяты> по договору купли-продажи транспортного средства, в результате реализации которого АО «АИЖК Кузбасса» 14 февраля 2020г. получило от НО <данные изъяты> денежные средства в сумме 506 243,94 руб., предоставив сообщение 31 декабря 2020г. вместо установленного срока – 19 февраля 2020г.

20 декабря 2020г. АО «АИЖК Кузбасса» предоставило в Росфинмониторинг 11 сообщений по форме ФЭС 1-ФМ по коду 9002 по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества НО <данные изъяты> за предоставление услуг в соответствии с договором сопровождения займа от 9 января 2017г. Операции по договору были совершены 12 февраля 2020г.; 7 апреля 2020г.; 14, 15 апреля 2020г.; 21 мая 2020г.; 15 июля 2020г. 18 августа 2020г.; 21 октября 2020г.; 1 декабря 2020г. Сроками предоставления сведений по которым являлись даты: 17 февраля 2020г.; 10, 17, 20 апреля 2020г.; 26 мая 2020г.; 20 июля 2020г.; 21 августа 2020г.; 26 октября 2020г.; 4 декабря 2020г.

Суд, анализируя соблюдение должностным лицом сроков давности привлечения к административной ответственности, пришел к выводу о том, что сообщение по форме ФЭС 1-ФМ по коду 9002 по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества НО <данные изъяты> по договору купли-продажи транспортного средства, в результате реализации которого АО «АИЖК Кузбасса» получило денежные средства 14 февраля 2020г. должно было поступить в Росфинмониторинг до 19 февраля 2020г.; сообщения по форме ФЭС 1-ФМ по коду 9002 по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и иного имущества НО <данные изъяты> предоставление услуг в соответствии с договором сопровождения займа от 9 января 2017г. по операциям, совершенным 12 февраля 2020г. и 7 апреля 2020г., должны были поступить до 17 февраля 2020г. и до 10 апреля 2020г.

Учитывая обстоятельства выявленных нарушений, выразившихся в невыполнении обществом обязанностей к установленному сроку, суд правомерно исходил из того, что срок давности привлечения к административной ответственности по указанным нарушением начинает течь с момента наступления указанного срока, то есть с 12, 19 февраля 2020г., 7 апреля 2020г. На дату вынесения постановления сроки давности привлечения должностного лица АО «АИЖК Кузбасса» за указанные нарушения истекли.

Доводы жалобы должностного лица не могут быть приняты.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Поскольку законом предусмотрен срок, в течение которого общество обязано было выполнить возложенную на него законом обязанность по исполнению законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, в том числе, с соблюдением установленного порядка и сроков, совершенное правонарушение, не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущих отмену решения, не установлено.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 2 сентября 2021г. оставить без изменения, жалобу руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу Буймова Н.А. – без удовлетворения.

На данное решение может быть принесена жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Т.А. Ершова