ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-856/2016 от 08.11.2016 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-856/2016 Судья Трихалкин С.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

08 ноября 2016 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя закрытого акционерного общества «ТУС» Степанова С.А. на решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 03 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества «ТУС»,

установил:

постановлением государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору в нефтедобывающей промышленности и горному надзору от 23 марта 20116 года № 43-06-107-012 закрытое акционерное общество «ТУС» (далее по тексту – ЗАО «ТУС») привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 тыс. рублей.

Решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 03 октября 2016 года постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору в нефтедобывающей промышленности и горному надзору от 23 марта 20116 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, представитель ООО «ТУС» Степанов С.А. просит отменить решение судьи от 03 октября 2016 года, полагая его незаконным.

Изучив доводы жалобы и материалы дела, полагая возможным рассмотрение жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от 04 февраля 2016 года № 398 должностными лицами межрегионального отдела по надзору в нефтеперерабатывающей промышленности и горному надзору в отношении ЗАО «ТУС» проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой зафиксированы в Акте проверки Приволжского управления Ростехнадзора от 04.03.2016 № 43-06-107-019.

Согласно материалам дела, на основании лицензий на пользование недрами от 24.12.2008 серии ЧЕБ № 0195 ТЭ сроком действия до 01.11.2028, от 02.08.2012 серии ЧЕБ № 80029 ТЭ сроком действия до 02.08.2032, от 24.12.208 г. серии ЧЕБ № 01696 ТЭ сроком действия до 01.11.2028, от 06.12.2011 серии ЧЕБ № 80024 ТЭ сроком действия до 01.12.2031, ЗАО «ТУС» осуществляет горные работы на <адрес>.

В ходе проведения документарной проверки плана развития горных работ на 2016 год выявлены нарушения недропользователем- ООО «ТУС» нормативных требований в части безопасности ведения горных работ на <адрес>, создающих угрозу причинение жизни, здоровью граждан, вред окружающей среды, а также угрозу причинение чрезвычайных ситуаций техногенного фактора.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий установлено, что ООО «ТУС» не соблюдаются решения технического проекта разработки месторождений (<адрес>) в части планомерности разработки; не выполняется рекультивация нарушенных земель, предусмотренная техническим проектам на <адрес>; не выполняются условия согласования годового плана развития горных работ на месторождениях на 2015 год; в нарушение требований Постановлений Правительства РФ от 03.03.2007 №139 «Об утверждении правил установления местных систем координат», от 28.12.2012 №1463 «О единых государственных системах координат» топографические планы исполнены в условной системе координат; не обеспечена аттестация специалистов в области промышленной безопасности Б.6.1. (Маркшейдерское обеспечение безопасного ведения горных работ при осуществлении работ, связанных с пользованием недрами и их проектированием), Б.6.3. (Маркшейдерское обеспечение безопасного ведения горных работ при осуществлении разработки рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых); отсутствует установленная геологическая и маркшейдерская документация- материалы геолого-маркшейдерского обслуживания, журналы полевых съемок, положение о маркшейдерской службе, журнал учета состояния геодезической и маркшейдерской опорной сети, договор на аренду приборов (тахеометр, рейка) и их поверки; не осуществляется авторский надзор проектной организации; отсутствуют технологические регламенты для каждого производственного процесса при разработке месторождений.

Факт совершения ЗАО «ТУС» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, подтвержден доказательствами, собранными по делу: актом проверки от 04 марта 2016 года; предписанием от 04 марта 2016 года; протоколом об административном правонарушении от 09 марта 2015 года; иными доказательствами, исследованными при рассмотрении дела.

Учитывая изложенное, суд полагает, что в действиях ЗАО «ТУС» установлено наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем из мотивировочной части судебного акта подлежат исключению выводы о нарушении ЗАО «ТУС» пункта 24 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599, который регламентирует обязанности по осуществлению проектными организациями авторского надзора за выполнением проектных решений, а не обязанности ЗАО «ТУС», как организации, эксплуатирующей объекты, на которых ведутся горные работы; пунктов 21,27 Инструкции по согласованию планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 24 ноября 1999 года №85, которые устанавливают порядок рассмотрения и согласования годовых планов развития горных работ (годовых программ работ в случаях разработки углеводородного сырья и гидроминеральных ресурсов) пользователем недр с территориальными органами Госгортехнадзора России, в частности действия должностных лиц территориального органа Госгортехнадзора; подпунктов а), б) п. 19 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 августа 2015 года №814, которые предусматривают основания для принятия решения об отказе в согласовании плана и схемы развития горных работ, обязательные для территориальных органов Госгортехнадзора России.

Судьей районного суда данное нарушение при рассмотрении жалобы не было устранено, в связи с чем судебное решение подлежит изменению, путем исключения данных пунктов из решения судьи районного суда, исключение данных пунктов не влияет на правильность привлечения ЗАО «ТУС» к административной ответственности и на размер назначенного наказания.

Довод жалобы о том, что в ЗАО «ТУС» не имеется штатного маркшейдера и не осуществляется геолого-маркшейдерское обслуживание, все виды маркшейдерских работ осуществляет сторонняя организация на основании заключенного договора на маркшейдерское обслуживание, в связи с чем ЗАО «ТУС» не может нести ответственность за отсутствие установленной геологической и маркшейдерской документации, за обеспечение подготовки и аттестации специалистов в области промышленной безопасности, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие заключение ЗАО «ТУС» договора на маркшейдерское обслуживание.

Кроме того, в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.

В пункте 4 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 N 85, также установлено, что в соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Ссылка заявителя в жалобе на ошибку в дате принятия приказа Ростехнадзора от 11.12.2015 года № 599, не является основанием для отмены состоявшихся по делу решений, поскольку не может быть отнесено к существенному процессуальному нарушению, указанная описка подлежит исправлению в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.

Иные приведенные в жалобе доводы аналогичны доводам при обжаловании постановления должностного лица, которые были предметом исследования и оценки судей, получили надлежащую и правильную правовую оценку.

Оспариваемое постановление принято административным органом в пределах его компетенции, нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, порядок и срок давности привлечения ЗАО «ТУС» к административной ответственности соблюден, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи и является минимальным, оснований для его снижения не усматривается.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 03 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении закрытого акционерного общества «ТУС» изменить, исключив из мотивировочной части судебного акта выводы о нарушении ЗАО «ТУС» пункта 24 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599; пунктов 21,27 Инструкции по согласованию планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 24 ноября 1999 года №85; подпунктов а), б) п. 19 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 августа 2015 года №814.

В остальной части решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 03 октября 2016 года оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения.

Судья Н.П. Краснова