ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-85/19 от 27.05.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

Cудья Лукьянова Л.В. Дело № 21-85/2019

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

27 мая 2019 г. гор. Псков, ул. Р. Люксембург, д. 17/24

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Никандровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела административных расследований Псковской таможни Петровой И.А. на постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 21 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении SA-TRANSPORT OU, адрес: Эстония, Таллинн, ул. Петрбури, д. 71,

у с т а н о в и л :

постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 21 марта 2019 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ в отношении SA-TRANSPORT OU, за отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель начальника отдела административных расследований Псковской таможни Петрова И.А. в жалобе в Псковский областной суд просит об отмене судебного постановления, считая его незаконным. Указывает, что наличие ошибки, допущенной при заполнении реэкспортного фитосанитарного сертификата должностным лицом административного органа, не освобождает от ответственности перевозчика, в обязанности которого входит представлять в таможенный орган документы, содержащие достоверные сведения, и тем самым соблюдать установленные на территории Таможенного союза запреты и ограничения. Нарушение требований к заполнению фитосанитарного сертификата для экспорта, установленных Международным стандартом по фитосанитарным мерам, свидетельствует о несоблюдении ограничений в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318.

В судебном заседании представитель Псковской таможни Петрова И.А. доводы жалобы поддержала, полагала, что профессиональному перевозчику должны быть известны правила ввоза подкарантинных грузов и оформления фитосанитарных сертификатов и в данном случае ошибка должностного лица органа фитосанитарного контроля Эстонии должна была быть очевидна представителю перевозчика.

Представитель SA-TRANSPORT OU Шалабай А. с доводами жалобы не согласился, пояснил, что аналогичные грузы, как правило, и вовсе следуют без реэкспортного фитосанитарного сертификата. Предоставление его в данном случае было связано с предварительным запросом к уполномоченным органам страны ввоза. Международные стандарты по фитосанитарным мерам содержат требование о наличии в реэкспортном фитосанитарном сертификате отсылки к фитосанитарному сертификату страны происхождения, и не указывают, в какой форме должна быть эта отсылка. Какой из двух номеров является номером сертификата, а какой – номером бланка – неочевидно.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Под запретами и ограничениями в ТК ЕАЭС понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2).

В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений, и в частности согласно пункту 3 названной статьи соблюдение карантинных фитосанитарных мер подтверждается по результатам осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.

На основании пункта 1 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 89 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, указанных в настоящей статье, перевозчиком представляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, 19 ноября 2018 г. на таможенный пункт МАПП «Шумилкино» Псковской таможни прибыло транспортное средство марки <данные изъяты> с полуприцепом <данные изъяты> c регистрационным номером <данные изъяты>, следующее из Эстонии в Россию под управлением представителя перевозчика SA-TRANSPORT OU Ш.А.

Отправитель товара – CONTIMER LLC (Таллинн, Эстония) по заказу АNNASHUA GLOBAL INVESTMENT LTD (Кано, Нигерия), получатель – ООО ТД «Конфуций» (Московская область, Россия).

При прибытии на таможенную территорию ЕАЭС представитель перевозчика в лице водителя Шалабая А. представил таможенному органу товаросопроводительные документы: CMR № 6840 от 18 ноября 2018 г., инвойс № SO3364/2018 от 8 сентября 2018 г, упаковочный лист без номера от 8 сентября 2018 г., реэкспортный фитосанитарный сертификат ЕС/ЕЕ/1808064 от 18 ноября 2018 г.

Согласно представленным документам на транспортном средстве перемещался товар: «гибискус сушеный крупный цветок», код ТН ВЭД 1211, происхождение: Нигерия, общим весом брутто 12048 кг.

Данный товар включен в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе».

В ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля (акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) № 601421191118001 от 19 ноября 2018 г.) было установлено, что в графе 10 реэкспортного фитосанитарного сертификата ЕС/ЕЕ/1808064 от 18 ноября 2018 г. вместо номера фитосанитарного сертификата страны происхождения - Нигерия IK2018/8660 заявлен номер бланка этого сертификата 0043190, что послужило основанием для принятия должностным лицом Россельхознадзора решения о запрете пропуска транспортного средства с товаром.

По мнению Псковской таможни при указанных обстоятельствах реэкспортный фитосанитарный сертификат ЕС/ЕЕ/1808064 от 18 ноября 2018 г. не подтверждает соответствие продукции карантинным фитосанитарным требованиям, в связи с чем при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС продукции не соблюдены ограничения в части карантинных фитосанитарных требований (Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318).

Разрешая дело, судья Псковского городского суда, исследовав обстоятельства дела, пришла к выводу, что указание номера бланка экспортного фитосанитарного сертификата в реэкспортном фитосанитарном сертификате не образует состава административного правонарушения.

В соответствие с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Таким образом, основанием для отмены обжалуемого постановления может служить только существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а несогласие заявителя с выводами судьи городского суда об отсутствии состава административного правонарушения не является таким основанием.

Согласно пункту 6 Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. № 157 ввоз на таможенную территорию Союза подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска осуществляется в сопровождении фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера и (или) страны-реэкспортера.

В соответствии с пунктом 1.2 Международного стандарта по фитосанитарным мерам 12, 2011 г. (далее – МСФМ 12:2011) реэкспортный фитосанитарный сертификат может быть выдан национальной организацией по карантину и защите растений (далее – НОКЗР) реэкспортирующей стороны в том случае, если находящийся в составе груза товар не был выращен или переработан до изменения его природы в этой стране, и только при наличии исходного экспортного фитосанитарного сертификата или его заверенной копии. Реэкспортный фитосанитарный сертификат дает отсылку на фитосанитарный сертификат, выданный в стране экспорта, и в нем учитываются любые изменения фитосанитарного статуса груза, которые могли произойти стране реэкспорта.

Согласно разделу 5 МСФМ 12 каждый экспортный фитосанитарный сертификат должен иметь уникальный идентификационный номер, который позволяет отслеживать грузы, облегчает проведение аудита и служит объектом для регистрационного учета.

Разделом 6 МСФМ 12:2011 предусмотрено, что реэкспортный фитосанитарный сертификат аналогичен экспортному фитосанитарному сертификату за исключением текста удостоверяющего заявления. В удостоверяющем заявлении реэкспортного фитосанитарного сертификата ОКЗР страны реэкспорта указывает путем проставления галочек в соответствующих квадратах, сопровождается ли реэкспортный фитосанитарный сертификат оригиналом фитосанитарного сертификата или его заверенной копией, был ли груз переупакован, исходные ли контейнеры или новые, а также проводился ли дополнительный досмотр.

Подпункт 4.1.4 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318, (далее – Положение) устанавливает, что должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:

1) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;

2) наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;

3) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;

4) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.

При этом в силу подпункта 4.1.5 Положения фитосанитарный сертификат признается поддельным в следующих случаях: 1) фитосанитарный сертификат выдан неуполномоченным органом; 2) фитосанитарный сертификат не соответствует установленным требованиям о бланке, на котором выдается фитосанитарный сертификат.

Согласно подпункту 4.1.6 Положения фитосанитарный сертификат признается недействительным в следующих случаях: 1) фитосанитарный сертификат не полностью оформлен; 2) фитосанитарный сертификат был выдан на партию подкарантинной продукции после ее фактического убытия с территории государства-члена, уполномоченным органом которого он выдан, за исключением фитосанитарных сертификатов, выданных на замену при условии, что уполномоченный орган экспортирующей страны обеспечит и подтвердит перечисленные в данном подпункте обстоятельства; 3) срок действия фитосанитарного сертификата (срок с момента выдачи фитосанитарного сертификата) истек, если такой срок предусмотрен законодательством государства-члена, на территории которого расположено место завершения таможенного оформления; 4) в фитосанитарном сертификате указан номер транспортного средства, не соответствующий фактическому номеру данного транспортного средства, за исключением случая, указанного в пункте 4.1.10 настоящего Положения; 5) фитосанитарный сертификат содержит не заверенные уполномоченным органом, его выдавшим, изменения или дополнения; 6) фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, которая запрещена к ввозу, оформлен после введения такого запрета государством-членом, на территории которого расположено место завершения таможенного оформления, либо после даты (истечения определенного периода), предусмотренной решением о введении такого запрета.

В соответствии с подпунктом 4.1.7 Положения фитосанитарный сертификат признается не подтверждающим необходимое фитосанитарное состояние ввозимой партии подкарантинной продукции, если в нем отсутствуют сведения о соблюдении карантинных фитосанитарных требований, действовавших на момент выдачи фитосанитарного сертификата и не утративших силу к моменту проведения документарной проверки.

Действительно, из дела следует, что в реэкспортный фитосанитарный сертификат № ЕС/ЕЕ/1808064 от 18 ноября 2019 г. внесены сведения о номере бланка фитосанитарного сертификата страны производителя, вместо номера сертификата (0043190 вместо IK2018/8660).

Вместе с тем, нахожу, что данное несоответствие не свидетельствует о том, что фитосанитарный сертификат является недействительным документом, содержащем недостоверные сведения в правовом смысле содержания примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ.

Установленные международным и внутренним российским законодательством запреты и ограничения, касающиеся ввоза/вывоза товаров, относящихся к подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, через таможенную границу ЕАЭС, как следует из буквального толкования соответствующих регулирующих норм и правил, касаются непосредственно такой продукции, то есть предоставление недействительного документа должно служить цели несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений в отношении подкарантинных товаров.

В этой связи нахожу, что недостоверность сведений в документах должна содержаться не в любом формальном несоответствии сведений в документе (в настоящем случае, в фитосанитарном сертификате), а имеет место в тех случаях, когда в документ внесены сведения, не подтверждающие соответствие товара (подкарантинной продукции) запретам и ограничениям (например, сведения о количестве и объеме товара, количестве грузовых мест, весе товара, его рода, производителе, торговой марке, соответствии требованиям безопасности или обязательной сертификации, лицензировании, технических характеристиках и т.д.).

Таким образом, в предмет доказывания объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, входит не только предоставление перевозчиком документа, содержащего недостоверные сведения, но и то, что документ является недействительным в силу несоответствия товара (подкарантинной продукции) установленным запретам и ограничениям.

Представленный перевозчиком реэкспортный фитосанитарный сертификат № ЕС/ЕЕ/1808064 от 18 ноября 2019 г. является официальным документом с не истёкшим сроком действия, выданным уполномоченным должностным лицом, сопровождается экспортным фитосанитарным сертификатом № IK 2018/8660 от 20 сентября 2018 г. с номером бланка 0043190 и содержит отсылку к этому фитосанитарному сертификату страны происхождения, подтверждает, что подкарантинная продукция упакована в оригинальные контейнеры, что на основании оригинального фитосанитарного сертификата эта продукция считается отвечающей действующим фитосанитарным требованиям экспортирующей договаривающейся стороны, и что во время хранения в Эстонии груз не подвергался риску заражения или инфицирования.

Приведенными положениями пункта 1.2 МСФМ 12:2011 установлено требование о том, чтобы реэкспортный фитосанитарный сертификат содержал отсылку на фитосанитарный сертификат, но не указывает способ этой отсылки. Требования раздела 5 МСФМ:2011 в данном случае выполнены, поскольку реэкспортный фитосанитарный сертификат имеет собственный уникальный идентификационный номер.

Таким образом, сопоставление сведений о фитосанитарном сертификате в реэкспортном фитосанитарном сертификате со сведениями, указанными в фитосанитарном сертификате, с очевидностью свидетельствует о том, что в реэкспортном фитосанитарном сертификате ЕС/ЕЕ/1808064 от 18 ноября 2019 г. ошибочно указан номер бланка вместо идентификационного номера фитосанитарного сертификата страны происхождения, что, при наличии у таможенного органа оригинала фитосанитарного сертификата страны производителя не свидетельствует о несоблюдении ограничений, установленных мерами фитосанитарного контроля.

Отсутствие необходимости применения мер административной ответственности подтверждается и тем обстоятельством, что после предоставления реэкспортного фитосанитарного сертификата, в котором номер бланка экспортного фитосанитарного сертификата Нигерии был заменен на его номер, партия подкарантинной продукция была разрешена к ввозу в Российскую Федерацию, что свидетельствует о том, что нарушения тех запретов и ограничений, установленных при ввозе подкарантинной продукции на таможенную территорию ЕАЭС, которые позволяют квалифицировать действия перевозчика по статье 16.3 КоАП РФ, фактически выявлены не были.

Кроме того, следует отметить, что пунктом 6.2 МСФМ 12:2011 предусмотрено, что если груз следует транзитом через территорию какой-либо страны, НОКЗР страны транзита не участвует в процессе транзита, если только не были обнаружены риски для страны транзита (МСФМ 25:2006). Изменение способа транспортировки в процессе транзита или транспортировка двух и более грузов в одном транспортном средстве не следует считать причиной для выдачи фитосанитарных сертификатов, если только не поставлена под сомнение фитосанитарная безопасность груза.

В данном случае в фитосанитарном сертификате № IK 2018/8660 от 20 сентября 2018 г. указано, что продукция следовала из Нигерии транзитом через Таллинн, Эстония в Москву, Россия. В СMR № 6840 от 18 ноября 2018 г. указано, что место погрузки груза – порт Мууга, Таллинн, Эстония, тот же порт указан местом выдачи реэкспортного фитосанитарного сертификата.

Согласно инвойсу № SO3364/2018 от 8сентября 2018 г. и упаковочному листу груз отправлен из порта Апапа, Лагос, Нигерия.

Номер контейнера, указанный в упаковочном листе, инвойсе и СMR № 6840 от 18 ноября 2018 г. совпадает (GATU8486840).

Таким образом, материалами дела достоверно установлено, что подкарантинная продукция в данном случае следовала через Эстонию транзитом, при этом какие-либо документы, устанавливающие основания предоставления реэкспортного фитосанитарного сертификата, в материалах дела отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах вывод судьи об отсутствии состава административного правонарушения в действиях является обоснованным.

Обстоятельств, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Псковского городского суда Псковской области от 21 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении SA-TRANSPORT OU, оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника отдела административных расследований Псковской таможни Петровой И.А. – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова