судья Шамшутдинова Г.К. дело № 7- 85/2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
г. Астрахань 20 марта 2015 года
Судья Астраханского областного суда Хаирова Д.Р.,
при секретаре Гуниной А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного специалиста-эксперта отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу от 07 октября 2014 года, решение Кировского районного суда г. Астрахани от 08 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении в отношении начальника отдела экологии ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» ФИО1 по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
установила:
постановлением департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 07 октября 2014 года начальник отдела экологии ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Начальник отдела экологии ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» ФИО1 не согласился с данным постановлением и обратилось в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления, прекращении производства по делу.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 08 декабря 2014 года постановление главного специалиста-эксперта отдела по надзору на море департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от 07 октября 2014 года по делу об административном правонарушении в отношении начальника отдела экологии ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» ФИО1 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, начальник отдела экологии ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит решение суда отменить, указав, что судом не дана оценка объективной стороне вменяемого начальнику отдела экологии ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» правонарушения. Ссылаясь на пункт 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, суд произвольно включил в использование водных объектов размещение в акватории водных объектов линейных объектов (трубопроводов, линий связи, переходов, опор мостов и др.), а также их обслуживание. Доказательств использования акватории водных объектов для размещения линейных объектов, и какие именно линейные объекты проходят по акватории водного объекта, материалы дела не содержат и административным органом не представлено. Судом сделан необоснованный вывод о том, что в случае размещения в акватории водных объектов линейных объектов для строительства для разведки и добычи полезных ископаемых, собственники используют акваторию водного объекта для удовлетворения собственных нужд и, следовательно, обязаны заключить договор водопользования. Не принял во внимание, что 25 сентября 2012 года получено разрешение о предоставлении водного объекта в пользование сроком по 31 декабря 2015 года, при этом заключение договора водопользования не требуется.
Выслушав начальника отдела экологии ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы и дополнения к ней, представителя департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу по доверенности ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Главой 3 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 11 Кодекса.
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
Судом первой инстанции установлено, что на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля 2014 года в период с 11 августа 2014 года по 5 сентября 2014 года проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть».
Согласно постановлению о назначении административного наказания, акту следует, что с 12 августа 2014 года ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» использовало акваторию водного объекта - северную часть Каспийского моря в районе месторождения им. В.Филановского и в районе месторождения им ФИО4 для размещения плавательных средств и искусственных сооружений-опорных блоков и ледостойких стационарных платформ без документов, на основании которых возникает право пользование водным объектом-договора водопользования для использования акватории водных объектов.
Рассматривая дело и отказывая в удовлетворении жалобы начальнику отдела экологии ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» Кузину А.В, суд первой инстанции исходил из того, что в случае размещения в акватории водных объектов линейных объектов (трубопроводов, линий связи, переходов, опор мостов и др.) для строительства, для разведки и добычи полезных ископаемых, собственники используют акваторию водного объекта для удовлетворения собственных нужд и, следовательно, обязаны заключить договор водопользования в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.
Между тем, судьей не учтены следующие обстоятельства.
Из статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что 26 июля 2010 года обществом получено разрешение на ввод в эксплуатацию морской ледостойкой стационарной платформы МЛСП месторождения им ФИО4, предназначенной одновременно для бурения, добычи и переработки нефти и газа.
26 января 2012 года обществом получено разрешение о предоставлении водного объекта в пользование сроком с 01 февраля 2012 года по 31 марта 2023 года зарегистрированное Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов 27 января 2012 года. Цель использования водного объекта-использование участка Каспийского моря для разведки и добычи полезных ископаемых.
Обществом заключен договор водопользования 21 октября 2011 года, в соответствии с которым производится забор водных ресурсов из Каспийского моря и последующий возврат нормативно-чистых сточных вод по решению о предоставлении водного объекта в пользование от 19 октября 2011 года, со сроком действия по 01 апреля 2023 года.
05 апреля 2013 года обществом получено разрешение на строительство объектов обустройства месторождения им В.Филановского, в состав которой входят устьевые буровые ледостойкие стационарные платформы (ЛСП-1 и ЛСП-2) центральная технологическая платформа (ЦТП), устьевой блок-кондуктор (БК), платформы для проживания персонала (ПЖМ-1 и ПЖМ-2) райзерный блок (РБ) и трубопроводы.
25 сентября 2012 года получено разрешение о предоставлении водного объекта в пользование сроком по 31 декабря 2015 года, зарегистрированное Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов. Цель использования участка Каспийского моря - для строительства вышеуказанных гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.
Статьей 7.6 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в виде совершения активных действий, направленных на фактическое завладение водным объектом целиком или в части в целях использования в последующем для удовлетворения личных, хозяйственных или иных нужд, а также для извлечения прибыли, без оформления в установленном законом порядке необходимых документов либо с нарушением условий, установленных разрешительными документами.
Часть 2 и 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, устанавливает исчерпывающий перечень случаев, в которых водные объекты в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование и в каких случаях не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Таким образом, использование акватории ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» соответствует видам водопользования, указанным в пунктах 5,6 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, которые осуществляются на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов (в части месторождения им ФИО5), для разведки и добычи полезных ископаемых (в части месторождения им ФИО4).
Указанные обстоятельства исключают наличие в действиях начальника отдела экологии ООО «Лукойл- Нижневолжскнефть» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного, постановление главного специалиста-эксперта отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу от 07 октября 2014 года, решение Кировского районного суда г. Астрахани от 08 декабря 2014 года, вынесенные в отношении начальника отдела экологии ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
жалобу начальника отдела экологии ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» ФИО1 удовлетворить.
Постановление главного специалиста-эксперта отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу от 07 октября 2014 года, решение Кировского районного суда г. Астрахани от 08 декабря 2014 года, принятые в отношении начальника отдела экологии ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.