В районном суде дело рассмотрела
судья Ткаченко Е.С.
Дело № 21-85/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
15 февраля 2022 года гор. Хабаровск
Судья Хабаровского краевого суда Старков Ю.Г., рассмотрев жалобу защитника Ларионовой М.Н. на постановление начальника Правового управления ФАС России от 23 сентября 2021г. и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 декабря 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника Правового управления ФАС России ФИО2 (далее – должностное лицо) от 23 сентября 2021г. председатель комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет) ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 рублей (л.д.62-75).
ФИО1 признан виновным в нарушении 25 апреля 2021 г. Стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 17 января 2013 г. № 6, от 05 июля 2013г. № 570.
Решением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 декабря 2021г. постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения (л.д. 207-210).
Защитник ФИО1 - Ларионова М.Н. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление и решение судьи отменить, а производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Ларионовой М.Н., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 17 января 2013г. № 6 утверждены стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Стандарты № 6), которые установили состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию органами регулирования тарифов.
В силу п.4 Стандартов № 6 органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляется уведомление о раскрытии информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в 3-дневный срок со дня раскрытия им информации.
Постановлением Правительства РФ от 05 июля 2013г. № 570 утверждены стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (далее – Стандарты № 570), которые установили состав, порядок, сроки и периодичность представления информации, подлежащей раскрытию органами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В силу п.5 Стандартов № 570 органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) направляется уведомление о раскрытии информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в 3-дневный срок со дня раскрытия им информации.
В целях исполнения требований Стандартов № 6 и № 570 оператором федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (ФГИС ЕИАС) разработаны соответствующие шаблоны, посредством которых органами регулирования тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, вся необходимая информация раскрывается в ФГИС ЕИАС.
Шаблон «FAS.JKH.OPEN.INFO.REG», размещенный на сайте Единой информационной аналитической системы в разделе «Отчетные формы», содержит показатели, подлежащие раскрытию региональными органами тарифного регулирования.
Согласно п.1.2 Положения о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 4 июня 2010г. № 142-пр, Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 10 марта 2015г. № 67-рк ФИО1 назначен на должность председателя Комитета (л.д.76).
Из материалов дела следует, что в ходе проведения осмотра информации, содержащейся на страницах в сети Интернет, в связи с поступившим представлением Генеральной прокуратуры РФ от 21 мая 2021г. ФАС России установлено, что шаблон «FAS.JKH.OPEN.INFO.REG» загружен Комитетом в ФГИС ЕИАС 21 апреля 2021г., при этом уведомления о раскрытии в соответствии с п.5 Стандартов № 570 и п.4 Стандартов № 6 информации в адрес ФАС России не поступали.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 07 июля 2021г. заместителем начальника Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России ФИО3 протокола об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ, в отношении председателя Комитета ФИО1 и привлечения последнего к административной ответственности (л.д.107).
Судьей районного суда по итогам рассмотрения жалобы, постановление оставлено без изменения.
Вместе с тем при рассмотрении дела судьей районного суда существенно нарушены процессуальные требования, поскольку дело рассмотрено без участия ФИО1, не уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, судьей районного суда по двум адресам (по месту работы и месту жительства) ФИО1 направлены извещения о том, что рассмотрение его жалобы состоится в Центральном районном суде г.Хабаровска 14 декабря 2021 г. в 12 часов 00 минут (л.д.200-201).
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств того, что указанные извещения получены ФИО1, либо возвращены в суд по истечению срока хранения, или по иным обстоятельствам, предусмотренным в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», позволяющим считать извещение доставленным адресату.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено судьей районного суда в отсутствие ФИО1, не извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
С учетом вышеизложенного следует признать, что судьей районного суда существенно нарушены требования КоАП РФ, обеспечивающие создание со стороны судьи надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства, что повлекло нарушение права ФИО1 на судебную защиту, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судом первой инстанции не приняты.
В силу указанных обстоятельств жалоба судьей районного суда фактически не рассмотрена в установленной и законной процедуре, потому решение судьи не может быть признано законным и подлежит отмене, с возвращением дела на новое судебное рассмотрение.
Поскольку решение судьи отменяется в связи с допущенными существенными процессуальными нарушениями, иные доводы жалобы не рассматривались, а подлежат рассмотрению при новом рассмотрении жалобы судьей районного суда.
С учетом изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
жалобу защитника Ларионовой М.Н. частично удовлетворить.
Решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 декабря 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение судье Центрального районного суда Хабаровского края.
Судья