ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-86-АК/2021 от 01.04.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Аверинова А.Д. Дело № 21-86-АК/2021

12-676/13-2020 г.

46RS0030-01-2020-008520-90

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

01 апреля 2021 года г. Курск

Судья Курского областного суда Ягерь Е.А., рассмотрев жалобу ООО «Эльдекор XXI плюс» на постановление главного государственного инспектора труда Бесединой Е.В. №46/15-5-20-ПВТ/12-2600-И/08-27 от 25.08.2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 21.12.2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 в отношении ООО «Эльдекор XXI плюс»,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением главного государственного инспектора труда Бесединой Е.В. №46/15-5-20-ПВТ/12-2600-И/08-27 от 25.08.2020 года ООО «Эльдекор XXI плюс» признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 21.12.2020 года постановление должностного лица от 25.08.2020 года оставлено без изменения, жалоба ООО «Эльдекор XXI плюс» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Курский областной суд, ООО «Эльдекор XXI плюс» просит вынесенное постановление и решение суда отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Эльдекор XXI плюс» ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью второй данной статьи на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Частями первой и третьей статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н (далее - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).

В силу пункта 13 указанных Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.

Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (пункт 34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).

Приказом Минздравсоцразвития России от 16 июля 2007 г. №477 утверждены «Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением». Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.07.2007 г. №477 и поименованы в приложении к данному нормативному правовому акту, согласно которого каменщикам предусмотрена выдача следующих СИЗ: костюм сигнальный 3 класса защиты, ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском или сапоги резиновые с жестким подноском, рукавицы с наладонниками из виниликожи Т-прерывистой или перчатки с полимерными покрытием, очки защитные.

Согласно пункту 221 Типовых норм каменщику положен к выдаче костюм сигнальный 3-го класса защиты в количестве 1 штуки на 1 год, ботинки кожаные в количестве 1 пары на год, куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки с резиновым низом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения государственной инспекцией труда в Курской области в период с 14.07.2020 года по 10.08.2020 г. соблюдения ООО «Эльдекор XXI плюс» государственных нормативных требований охраны труда и надлежащего оформления с работниками трудовых договоров или заключения гражданско-правовых договоров, установлено, что каменщики ФИО5, ФИО6 и т.д. на строительном объекте 21.07.2020 года в 14 час. 00 мин. выполняли работы без средств индивидуальной защиты (работники были одеты в сигнальные жилеты и каски, а также личную одежду), в нарушение действующего законодательства работодатель не обеспечил их костюмами сигнальными 3 класса защиты, ботинками кожаными с жестким подноском или сапогами кожаными с жестким подноском или сапогами резиновыми с жестким подноском, рукавицами с наладонниками из винилискожи Т-прерывистой или перчатками с полимерным покрытием, очками защитными. Согласно представленным карточкам СИЗ, в том числе и ФИО7- каменщику не обеспечена выдача таких СИЗ как костюм сигнальный 3 класса защиты.

Факт совершения данного административного правонарушения и виновность ООО «Эльдекор XXI плюс» подтверждаются: протоколом №46/15-5-20-ПВТ/12-2457-И/08-27 об административном правонарушении от 17.08.2020г., распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 10.07.2020 года № 46/15-5-20-ПВТ/12-2114-И/08-27, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №46/15-5-20-ПВТ/12-2230-И/08-27 от 30.07.2020 года, и иными доказательствами, исследованными должностным лицом и судьей, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, установив нарушение ООО «Эльдекор XXI плюс» государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, уполномоченное должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Эльдекор XXI плюс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Действия ООО «Эльдекор XXI плюс» правильно квалифицированы по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы о том, что Общество дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же нарушения со ссылкой на вынесение 25 августа 2020 года постановление главного государственного инспектора труда ФИО2 №46/15-5-20-ПВТ/12-2588-И/08-27, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, нельзя признать обоснованным.

Постановлением судьи Курского областного суда от 19 марта 2021 года постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Курской области №46/15-5-20-ПВТ/12-2588-И/08-27 от 25.08.2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 21 декабря 2020 года изменено, из их описательно-мотивировочных частей исключено указание на нарушение ООО «Эльдекор XXI плюс» статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 72 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 477, которым утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выразившегося в необеспечении каменщиков ФИО5 и ФИО6 на строительном объекте 21 июля 2020 года в 14 час. 00 мин., выполнявших работы, средствами индивидуальной защиты.

Доводы жалобы о наличии оснований для объединения административных дел в одно производство с вынесением одного постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку иные постановления о привлечении к административной ответственности были вынесены административным органом в отношении ООО «Эльдекор XXI плюс» в результате выявления нарушений трудового законодательства в ходе одной проверки, в рамках которой был составлен один акт проверки, судом отклоняются.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Вместе с тем, из постановлений о привлечении Общества к административной ответственности усматривается, что правонарушения были совершены в сфере трудового законодательства, однако, являются самостоятельными правонарушениями, ввиду совершения действий (бездействия), образующих иные составы административных правонарушений, имеющие различные объективные стороны, объекты посягательства, в связи с чем основания для применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ отсутствуют.

Иные приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Общества объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Доводы заявителя о невиновности юридического лица в совершении данного правонарушения, судьей районного суда рассматривались, обоснованно не были приняты во внимание, свои выводы судья обосновала и не соглашаться с ними нет оснований, поскольку опровергаются имеющими в деле доказательствами.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Материалы данного дела об административном правонарушении позволили судье районного суда сделать вывод о том, что ООО «Эльдекор XXI плюс» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.

При назначении ООО «Эльдекор XXI плюс» наказания судья районного суда обоснованно учел фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, а также характер совершенного им административного правонарушения.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в пределах санкции ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, объектом которых являются общественные отношения в сфере реализации трудовых прав граждан и единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем, является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

р е ш и л а:

постановление главного государственного инспектора труда ФИО2 №46/15-5-20-ПВТ/12-2600-И/08-27 от 25.08.2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 21.12.2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 в отношении ООО «Эльдекор XXI плюс» оставить без изменения, жалобу ООО «Эльдекор XXI плюс» - без удовлетворения.

В соответствии с п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Курского областного суда Е.А. Ягерь