21-865/2021
решение
г. Иркутск 17 ноября 2021 г.
Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., с участием защитника ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра имущественных отношений Иркутской области ФИО2 на постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области старшего судебного пристава от 26 февраля 2021 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 30 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области,
установил:
Постановлением Номер изъят начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области старшего судебного пристава ФИО3 от 26 февраля 2021 г. министерство имущественных отношений Иркутской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 30 июня 2021 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба министра имущественных отношений Иркутской области ФИО2 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, министр имущественных отношений Иркутской области ФИО2, не соглашаясь с постановлением должностного лица и решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска, просит об отмене указанных актов и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от 4 февраля 2021 г. министерство освобождено от уплаты исполнительского сбора, что, по мнению заявителя, исключает наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку взыскание исполнительского сбора является необходимым условием для привлечения к административной ответственности по данной статье. Обращает внимание на принятие министерством должных мер, направленных на формирование специализированного жилищного фонда и предоставление детям-сиротам жилых помещений. Одной из причин, влияющих на длительность исполнения судебных решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений, называет низкую эффективность проведения аукционов по приобретению жилья в государственную собственность в соответствии с положениями закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», длительность проведения аукционов, отсутствие потенциальных застройщиков. Полагает, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих судебные решения о предоставлении жилого помещения, должны обеспечиваться на равных условиях с другими лицами, состоящими в списке, сформированном в установленном законодательством субъекта хронологическом порядке – по дате поступления заявления о включении в список лиц указанной категории. Законом не предусмотрено преимущественное право таких лиц на получение жилого помещения. Предоставление жилого помещения ФИО5 в первоочередном порядке нарушит права лиц этой же категории (2896 человек), которые включены в список ранее. Полагает, что постановление должностного лица и решение судьи районного суда вынесены без учёта изложенных обстоятельств.
Законный представитель министерства имущественных отношений Иркутской области, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения жалобы Иркутским областным судом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании защитник ФИО1 доводы жалобы поддержала, дополнительно указала, что министерством осуществлялись мероприятия, направленные на исполнение решения суда. Так, 22 июля 2019 г. министерством подана заявка на проведение электронного аукциона на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в г. Усолье-Сибирское, электронный аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок. 3 декабря 2019 г. подана заявка на проведение электронного аукциона по купле-продаже 17 жилых помещений в г. Усолье-Сибирское, победителем признан ФИО4, однако 30 декабря 2019 г. министерством подписан протокол отказа от заключения контракта по причине непредставления полных сведений по предмету контракта. В 2020 году министерством подана заявка на заключение государственного контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в г. Усолье-Сибирское в количестве 17 жилых помещений, электронный аукцион признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок. В последующем по результатам проведенного аукциона от 19 октября 2020 г. министерством 12 ноября 2020 г. заключен государственный контракт купли-продажи 10 жилых помещений в г. Усолье-Сибирское, 25 ноября 2020 г. на указанные жилые помещения зарегистрировано право собственности Иркутской области, жилые помещения включены в специализированный жилищный фонд для детей-сирот. 22 декабря 2020 г. министерство уведомило ФИО5 о необходимости заключения договора найма жилого помещения в г. Усолье-Сибирское, однако от предложенного жилого помещения последняя отказалась. В 2021 году министерством поданы 20 заявок на проведение электронных аукционов по купле-продаже 20 жилых помещений в г. Усолье-Сибирском, Усольском районе, 1 заявка на заключение государственного контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в г. Усолье-Сибирское в количестве 15 жилых помещений, которые признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. Реализация прав детей-сирот осуществляется в 42 муниципальных образованиях Иркутской области, по всем муниципальным образованиям проходят аукционы по приобретению жилых помещений. Считает, что у министерства имелись обстоятельства, препятствующие исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя в установленные сроки, однако министерством предпринимались и продолжают приниматься все зависящие от него меры по исполнению исполнительного документа. Кроме того, 14 сентября 2021 г. между министерством и ФИО5 заключен договор найма жилого помещения в г. Усолье-Сибирское.
В подтверждение приведенных в судебном заседании обстоятельств, защитником к материалам жалобы приобщены соответствующие документы.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, выслушав защитника ФИО1, поддержавшую жалобу, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что министерство имущественных отношений Иркутской области в установленный судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области срок до 5 июня 2020 г. не исполнило содержащееся в исполнительном документе (исполнительный лист серии ФС Номер изъят, выданный Кировским районным судом г. Иркутска 21 октября 2019 г. на основании судебного акта от 27 августа 2019 г., вступившего в законную силу 3 октября 2019 г. по гражданскому делу Номер изъят) требование неимущественного характера, а именно: не предоставило ФИО5, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Усольского района Иркутской области, находящееся на территории Усольского районного муниципального образования Иркутской области, общей площадью не менее 33 кв. м (+/-5 кв.м) в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от 29 апреля 2020 г. о назначении нового срока исполнения после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора - до 5 июня 2020 г.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 26 февраля 2021 г. начальником Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области старшим судебным приставом постановления о привлечении министерства имущественных отношений Иркутской области к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставленного без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 30 июня 2021 г.
С данными правовыми актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 Кодекса).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве доказательств по делу об административном правонарушении могут быть использованы любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
Из материалов дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление и дополнительно представленных Иркутскому областному суду доказательств установлено следующее.
27 августа 2019 г. Кировским районным судом г. Иркутска по гражданскому делу Номер изъят вынесено решение, которым суд обязал министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить ФИО5, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Усольского района Иркутской области, находящееся на территории Усольского районного муниципального образования Иркутской области, общей площадью не менее 33 кв. м (+/-5 кв.м). Решение вступило в законную силу 3 октября 2019 г. (л.д.1-2).
На основании указанного решения суда 21 октября 2019 г. выдан исполнительный лист серии ФС Номер изъят, по которому взыскателем является ФИО5, должником - министерство имущественных отношений Иркутской области (л.д.1-2).
20 ноября 2019 г. заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д.3 - 4).
Копия постановления получена министерством 20 ноября 2019 г., о чём свидетельствует входящий штамп на дополнительно представленных в Иркутский областной суд документах.
29 апреля 2020 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения, установлен срок исполнения – до 5 июня 2020 г. (л.д.6).
Копии постановлений получены министерством 29 апреля 2020 г., о чём свидетельствует входящий штамп на дополнительно представленных в Иркутский областной суд документах.
В подтверждение того факта, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок требование о предоставлении жилого помещения ФИО5 не исполнено, должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении ссылаются на акт совершения исполнительных действий от 16 февраля 2021 г.
Вместе с тем материалы дела не содержат указанного акта, в котором зафиксирован факт неисполнения требования исполнительного документа.
2 марта 2021 г. защитником министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО1 в адрес начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области поданы письменные возражения по делу об административном правонарушении, в которых указано на принятие министерством мер, направленных на исполнение требования исполнительного документа, представлены подтверждающие документы (л.д.10-68).
Указанные письменные возражения оставлены без внимания и должной оценки, как должностным лицом, так и судьёй районного суда.
Статьёй 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениям в Иркутской области определён Законом Иркутской области от 28 декабря 20212 г. № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области».
Частью 3 статьи 2 Закона Иркутской области от 28 декабря 20212 г. № 164-ОЗ определено, что лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, жилые помещения предоставляются по месту их жительства в соответствующем населенном пункте Иркутской области. Предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном статьёй 6 настоящего Закона.
Список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган опеки и попечительства в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из места жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет (часть 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 28 декабря 20212 г. № 164-ОЗ).
В соответствии с настоящим Законом лицам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, включенным в список, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений (часть 1 статьи 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 20212 г. № 164-ОЗ).
Заявление о предоставлении жилого помещения представляется лицами, указанными в части 2 настоящей статьи (далее в настоящей статье - лица, достигшие возраста 18 лет), в орган опеки и попечительства по месту жительства (часть 3 статьи 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 20212 г. № 164-ОЗ).
Орган опеки и попечительства рассматривает заявление о предоставлении жилого помещения и документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, и принимает решение об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения либо об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения в течение тридцати календарных дней со дня обращения лица, достигшего возраста 18 лет (часть 3 статьи 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 20212 г. № 164-ОЗ).
Для предоставления жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, орган по управлению имуществом в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности Иркутской области на жилое помещение представляет в орган опеки и попечительства информацию о месте нахождения жилого помещения и его общей площади.
Орган опеки и попечительства в течение десяти календарных дней со дня получения указанной информации представляет в орган по управлению имуществом сведения о лице, достигшем возраста 18 лет, в отношении которого принято решение об удовлетворении заявления о предоставлении жилого помещения, в хронологической последовательности, исходя из отметки о дате и времени поступления указанного заявления и наличия письменного согласия в случае, предусмотренном абзацем вторым части 3 статьи 2 настоящего Закона (часть 5 статьи 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 20212 г. № 164-ОЗ).
Не позднее двадцати календарных дней со дня включения в установленном законодательством порядке жилого помещения в специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот органом по управлению имуществом принимается решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицу, достигшему возраста 18 лет, сведения о котором представлены органом опеки и попечительства в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения не позднее тридцати календарных дней со дня вынесения данного решения (часть 6 статьи 6 Закона Иркутской области от 28 декабря 20212 г. № 164-ОЗ).
Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом на основании информации органа опеки и попечительства о месте жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и принятых решениях об удовлетворении заявлений о предоставлении жилого помещения, а также с учётом мониторинга и прогнозирования состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства в Иркутской области и получаемой от органов местного самоуправления информации об условиях для жилищного строительства на территории соответствующего муниципального образования Иркутской области в порядке, установленном Правительством Иркутской области (часть 2 статьи 5 Закона Иркутской области от 28 декабря 20212 г. № 164-ОЗ).
Постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2013 г. № 330-пп утверждён Порядок формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту – Порядок формирования специализированного жилищного фонда).
Пунктом 2 указанного Порядка формирования специализированного жилищного фонда предусмотрено, что формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области в пределах средств, утверждённых в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставленных на эти цели областному бюджету.
Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, в том числе определение способа его формирования, населенного пункта, в котором будет формироваться специализированный жилищный фонд, осуществляется с учётом решения межведомственной комиссии по вопросам формирования специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот при Правительстве Иркутской области (далее - межведомственная комиссия). Состав межведомственной комиссии утверждается Правительством Иркутской области (пункт 3(4) Порядка формирования специализированного жилищного фонда).
Способы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот перечислены в пункте 4 Порядка формирования специализированного жилищного фонда и включают в себя:
1) приобретение в собственность Иркутской области жилых помещений на первичном и вторичном рынках жилья;
2) участие в долевом строительстве жилых помещений на территории Иркутской области;
3) строительство жилых помещений на территории Иркутской области.
Порядок приобретения жилья в государственную собственность урегулирован Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (статья 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
В соответствии с абзацем 1 статьи 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, предусмотренная пунктами 1 - 8 статьи 42 Закона о закупках, если иное не предусмотрено Федеральным законом о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ предусмотрено, что в извещение, в том числе включается краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учётом требований, предусмотренных статьёй 33 Федерального закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренная пунктами 1 - 12 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 13 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приёмки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приёмки.
Среди доводов, приведенных в письменных возражениях должностному лицу УФССП по Иркутской области, защитником указывалось, что вина министерства в неисполнении решения суда в установленный срок отсутствует, поскольку министерством принимались все зависящие от него меры для реализации прав детей-сирот в вопросе обеспечения жилыми помещениями. Одной из причин, влияющих на длительность исполнения судебных решений о предоставлении жилья, является низкая эффективность проведения аукционов по приобретению жилья в государственную собственность в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, министерство ограничено порядком административной процедуры, требующей значительных временных затрат, длительностью проведения аукционов по приобретению жилья для детей-сирот. В ряде случаев проведение конкурсов затягивается в связи с отсутствием потенциальных застройщиков жилья, отсутствием предложений на рынке жилья, отсутствием на территории муниципального образования земельных участков под жилищное строительство с развитой инфраструктурой.
В обоснование приведённых доводов защитником должностному лицу УФССП представлены: письмо министра имущественных отношений Иркутской области ФИО2 к ФИО5 с предложением жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв. м (+/-5 кв.м), расположенного по адресу: <адрес изъят> (л.д.17); выписки из ЕГРН (л.д.18-48); государственный контракт Номер изъят купли-продажи жилых помещений в г. Усолье-Сибирское (л.д.49-63); дополнительные соглашения к государственному контракту Номер изъят купли-продажи жилых помещений в г. Усолье-Сибирское (л.д.64-68).
В нарушение положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом не исследованы доказательства, представленные защитником в подтверждение обстоятельств, изложенных в письменных пояснениях, в постановлении соответствующая оценка им не дана.
Без выяснения этих обстоятельств нельзя сделать безусловный вывод о том, имелась ли у министерства имущественных отношений возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанное свидетельствует о том, что должностное лицо при рассмотрении дела не выполнило в полном объёме требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о законности и обоснованности постановления начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области старшего судебного пристава от 26 февраля 2021 г. сделан без учёта всех обстоятельств, подлежащих выяснению в силу требований статей 1.6, 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является преждевременным.
Состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебный акт не соответствуют требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, в подтверждение того обстоятельства, что министерством имущественных отношений принимались меры по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот путем приобретения жилья в государственную собственность посредством проведения аукционов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в Иркутский областной суд защитником представлены следующие доказательства.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки Номер изъят, дата подписания печатной формы извещения 22 июля 2019 г., объект закупки: участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома г. Усолье-Сибирское, источник финансирования: бюджет Иркутской области; заказчик: министерство имущественных отношений Иркутской области; дата аукциона: 9 августа 2019 г. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 7 августа 2019 г. количество заявок, поданных на участие в аукционе - 0, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки Номер изъят, дата подписания печатной формы извещения 3 декабря 2019 г., объект закупки: купля-продажа жилых помещений в г. Усолье-Сибирское, источник финансирования: бюджет Иркутской области; заказчик: министерство имущественных отношений Иркутской области; дата аукциона: 13 декабря 2019 г. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 12 декабря 2019 г. количество заявок, поданных на участие в аукционе – 2, принято решение о допуске к участию в аукционе. Согласно протоколу проведения итогов электронного аукциона от 13 декабря 2019 г. аукцион признан несостоявшимся. 30 декабря 2019 г. составлен протокол отказа от заключения контракта для закупки Номер изъят в связи с непредставлением полных сведений по предмету государственного контракта, исключена возможность проверки достоверности представленных данных.
27 февраля 2020 г. сформирована заявка Номер изъят на закупку: участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в <...> жилых помещений. 6 марта 2020 г. министром имущественных отношений ФИО2 на имя и.о. министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области направлена служебная записка о размещении заявки на заключение государственного контракта на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома г. Усолье-Сибирское по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2019 - 2024 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2019 - 2024 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 31 октября 2018 г. № 780-п. Согласно протоколу от 15 апреля 2020 г. электронный аукцион Номер изъят признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки на участие.
8 февраля 2021 г. сформирована заявка Номер изъят на закупку: участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в <...> жилых помещений. Согласно протоколу от 1 марта 2021 г. электронный аукцион Номер изъят признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не было подано ни одной заявки на участие.
Из представленных документов следует, что в период с даты вступления решения суда в законную силу (3 октября 2019 г.) до даты совершения правонарушения (6 июня 2020 г.) по заявкам министерства проведено 2 аукциона купли-продажи жилых помещений и участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в г. Усолье-Сибирское - в декабре 2019 г. и апреле 2020 года, которые признаны несостоявшимися.
Приведённые выше обстоятельства существовали на момент рассмотрения дела, однако должностным лицом УФССП не были исследованы и оценены в постановлении Номер изъят о назначении административного наказания, что свидетельствует о допущенном должностным лицом УФССП существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене решения и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области старшего судебного пристава от 26 февраля 2021 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 30 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области нельзя признать законными и обоснованными, постановление и решение подлежат отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных статьями 29.10 и 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учётом того, что на момент рассмотрения в Иркутском областном суде жалобы министра имущественных отношений Иркутской области срок давности привлечения министерства к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истёк, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу министра имущественных отношений Иркутской области ФИО2 удовлетворить.
Постановление Номер изъят начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области старшего судебного пристава от 26 февраля 2021 г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 30 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.И. Карнышов