ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-867/20 от 02.12.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья г/с Антипова И.М. Дело № 21-867/20

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 02 декабря 2020г.

Судья Кемеровского областного суда Загребельная Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 7.3, ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении

публичного акционерного общества «Угольная компания «Южный Кузбасс» (далее – ПАО «Южный Кузбасс»), ИНН <***>, находящегося по адресу: ул. Юности, д.6, г. Междуреченск, Кемеровская область,

по жалобе защитника ПАО «Южный Кузбасс» ФИО1 на постановления № Н-575-в/1 и № Н-575-в/2 государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 27 августа 2020г. и решение судьи Междуреченского городского суда от 22 октября 2020г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Н-575-в/1 госинспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 27.08.2020 ПАО «Южный Кузбасс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Постановлением Н-575-в/2 госинспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 27.08.2020 ПАО «Южный Кузбасс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Определением судьи Междуреченского городского суда от 06.10.2020 материалы по жалобам защитника ПАО «Южный Кузбасс» на указанные постановления объединены в одно производство.

Решением судьи Междуреченского городского суда от 22.10.2020 данные постановления изменены, ПАО «Южный Кузбасс» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 7.3, ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ назначено административное наказание с применением ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

В жалобе защитник ПАО «Южный Кузбасс» ФИО1 просит постановления должностного лица и судебное решение отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что административным органом нарушен порядок проведения проверки; бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного изъятия из недр обладателем лицензии не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются в частности Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее – Закон РФ №2395-1).

Согласно положениям ст. 11 Закона РФ N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с положениями ст. 12 Закона РФ N 2395-1 условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В силу положений ст. 22 Закона РФ N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, выполнение условий, установленных лицензией.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.06.2020 в 16-00 часов, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении ПАО «Южный Кузбасс» установлено, что в нарушение п.7 условий пользования недрами к лицензии и к лицензии , п.2, п.10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ № 2395-1, ПАО «Южный Кузбасс» не соблюдаются:

- требования технического проекта «Технический проект отработки запасов Урегольского поля. Горно-транспортная часть. Дополнение №1. ПАО «Южный Кузбасс», разрез «Сибиргинский» в части обеспечения установленного уровня добычи в 2019 году;

- требования технического проекта «Технический проект разработки Распадского каменноугольного месторождения. Отработка запасов угля в границах участка «Разрез Распадский» разреза «Ольжерасский» ПАО «Южный Кузбасс» в части обеспечения установленного уровня добычи в 2019 году.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу и исследованными судом доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнения не вызывает.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностным лицом правильно установлены все фактические обстоятельства совершения описанных выше административных правонарушений, подлежащие доказыванию, дана надлежащая юридическая оценка действиям ПАО «Южный Кузбасс», и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ обоснованно сделан вывод о наличии события административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, и виновности Общества в их совершении, поскольку объективных данных, свидетельствующих о том, что Общество не имело возможности для соблюдения норм законодательства в сфере природопользования, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.

Постановления должностного лица вынесены в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, предусмотренной КоАП РФ, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Действия ПАО «Южный Кузбасс» по ч.2 ст. 7.3, ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ квалифицированы правильно.

При рассмотрении жалобы судьей городского суда все материалы дела были проверены в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ПАО «Южный Кузбасс» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3, ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановлений должностного лица.

Доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки судьи городского суда и с приведением убедительной аргументации обоснованно отвергнуты как несостоятельные, по мотивам, изложенным в судебном решении, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Довод жалобы о нарушении административным органом порядка проведения проверки в отношении ПАО «Южный Кузбасс», суд находит несостоятельным.

Как следует из материалов дела, внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» проведена на основании приказа врио руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № 575-к от 20.05.2020 о проведении внеплановой документарной проверки с целью исполнения поручений Председателя Правительства РФ ФИО3 от 10.01.2019 № ДМ-П16-66пр, Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 от 17.06.2019 № АГ -П9-4932 (ДСП) (Распоряжение Росприроднадзора № 17-р от 18.07.2019); исполнения Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 14.09.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Распоряжение Росприроднадзора №23-р от 21.04.2020), предметом которой являлось соблюдение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, в технических проектах и иной документации по лицензиям на пользование недрами.

Согласно положениям п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 14.09.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся, в частности внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Как следует из п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438, в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, проводятся внеплановые проверки, указанные в пункте 1 настоящего постановления.

В соответствии с Распоряжением Росприроднадзора № 17-р от 18.07.2019, в целях исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 от 17.06.2019 № АГ-П9-4932 по вопросу проведения внеплановых проверок лицензий, выданных в отношении участков недр, не введенных в эксплуатацию, на предмет выполнения лицензионных требований, на руководителей территориальных органов Росприроднадзора возложена обязанность по организации проведения в период 2019-2020 внеплановых выездных проверок в отношении пользователей недр с целью соблюдения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, в технических проектах и иной документации по лицензиям на пользование недрами, в соответствии с Планом мероприятий по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласно Приложению к настоящему распоряжению. Как следует из выписки из плана мероприятий, являющемуся приложением к распоряжению Росприроднадзора № 17-р от 18.07.2019, ПАО «Южный Кузбасс» значится в указанном плане.

Также ПАО «Южный Кузбасс» указано а графике проведения проверок, который является приложением к распоряжению Росприроднадзора № 23-р от 21.04.2020, которым во исполнение пункта 6 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 14.09.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", внесены изменения в Распоряжение Росприроднадзора № 17-р от 18.07.2019 абзац 1 пункта 1, в котором указано организовать проведение в 2020 году внеплановых документарных проверок в порядке, установленном ст. 11 Закона № 294-ФЗ, в отношении пользователей недр с целью соблюдения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, в технических проектах и иной документации по лицензиям на пользование недрами в соответствии с Графиком проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также подлежат отклонению доводы жалобы об отсутствии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, базирующиеся на утверждениях о том, что Общество пользование недрами не осуществляло.

Понятие "пользование недрами" по смыслу действующего законодательства РФ не является аналогичным понятию "работы по добыче полезных ископаемых" и включает в себя также и иные действия недропользователя, указанные в Законе о недрах, в условиях пользования недрами, которые он обязан осуществлять.

Исходя из диспозиции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и приведенных выше положений Закона о недрах, административная ответственность, предусмотренная указанной нормой, наступает в случае фактического пользования владельцем лицензии недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и нарушения предусмотренных лицензией условий.

Административное наказание назначено ПАО «Южный Кузбасс» в пределах санкции ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.2, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, с применением ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также целям наказания, установленным ст. 3.1. КоАП РФ, и чрезмерно суровым не является.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление по делу об административном правонарушении и состоявшееся судебное решение как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановления № Н-575-в/1 и № Н-575-в/2 государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 27 августа 2020г. и решение судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 22 октября 2020г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 7.3, ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества «Угольная компания «Южный Кузбасс» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Е.В. Загребельная