Судья Юртаев Н.Н. Дело № 7-21-868
РЕШЕНИЕ
30 июля 2015 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «Феско Сервис» на решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 6 мая 2015 года, вынесенное в отношении ООО «Феско Сервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установила:
постановлением государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу № 10/35/2014-410 от 11 ноября 2014 года юридическое лицо ООО «Феско Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 6 мая 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ООО «Феско Сервис» – без удовлетворения.
Представителем ООО «Феско Сервис» подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения защитника ООО «Феско Сервис» Красильниковой О.В., главного специалиста-эксперта отдела по надзору на море по Приморскому краю ФИО1, прихожу к следующему выводу.
Статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами для юридических лиц предусмотрено назначение наказания в виде штрафа от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что в период с 29 сентября по 24 октября 2014 года согласно распоряжению Департамента Росприроднадзора по ДФО от 8 августа 2014 года № 440 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Феско Сервис» требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки выявлен целый ряд нарушений.
В том числе установлено, что в районе пирса № 1 и № 4 на территории предприятия в пределах прибрежной защитной полосы расположены технологические площадки пескоструйной обработки, не имеющие твёрдого покрытия. Территория вокруг площадок, береговой склон покрыты абразивом тёмного цвета. Пологи, стенки, навесы, иные устройства и приспособления препятствующие сдуванию, либо смыванию абразива, как отхода отсутствуют.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы абразивных материалов в виде порошка (код 4 56200 52 41 4) являются отходами производства и потребления, а также являются опасным веществом 4 класса опасности.
В силу пункта 3.11 части 3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001, введённого в действие постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 года № 607-ст, под отходами производства понимаются, в том числе остатки веществ, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
Из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 части 3 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается её присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается.
Установив, что ООО «Феско Сервис» осуществляет хранение опасных отходов производства с нарушением требований указанного выше стандарта, государственный инспектор Российской Федерации по охране природы по Дальневосточному федеральному округу ФИО1 привлек общество к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Признавая факт нарушения обществом правовых норм по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, доказанным и оставляя постановление должностного лица административного органа без изменения, судья исходил из достаточности исследованных доказательств, а именно: акта осмотра от 13 октября 2014 года, фототаблицы к акту осмотра от 13 октября 2014 года, акта проверки № 10/08/2014-410 от 24 октября 2014 года, протокола об административном правонарушении № 10/35/2014-410 от 30 октября 2014 года.
Оснований не согласиться с выводом судьи о наличии в действиях ООО «Феско Сервис» состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не нахожу.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судьёй Приморского краевого суда было установлено, что по результатам проверки, проведённой с 29 сентября по 24 октября 2014 года, ООО «Феско Сервис» было привлечено к ответственности по целому ряду статей Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение в природоохранной сфере.
При этом постановления должностным лицом административного органа были вынесены по каждому делу об административном правонарушении с назначением самостоятельного наказания.
Так по постановлению, вынесенному по части 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вступившему в законную силу, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 250000 рублей.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Данное положение закона должностным лицом административного органа в отношении ООО «Феско Сервис» было нарушено.
Выявление нарушений в рамках одной проверки свидетельствует о том, что обществом было совершено одно действие (бездействие), влекущее за собой ответственность, предусмотренную разными статьями Кодекса, что обязывало административный орган при рассмотрении всех подведомственных ему дел назначить одно наказание по правилам части 2 статьи 4.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Неприменение при назначении наказания указанной нормы Кодекса, не может влечь за собой повторное привлечение лица к административной ответственности, поскольку, это противоречит требованиям части 5 статьи 4.1 Кодекса, о том, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях наличие обстоятельства, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является основанием для отмены вынесенного в отношении ООО «Феско Сервис» постановления по делу об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса и прекращения производства по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10 и 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
постановление государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Дальневосточному федеральному округу ФИО1 от 11 ноября 2014 года и решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 6 мая 2015 года, вынесенные в отношении ООО «Феско Сервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий постановления о назначении административного наказания.
Судья Е.В. Королева