Дело № 21-86/2022 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды М.И.В. на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 19 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени»,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды М.И.В. от 26 октября 2021 года № 165/257/О муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени» (далее также – МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени», Учреждение) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени» обратилось в суд с жалобой, в которой просило его отменить, производство по делу прекратить. Полагало, что замеры, отраженные в акте осмотра и протоколе об административном правонарушении, произведенные с помощью навигатора Garmin GPS map62s, при отсутствии документа о его поверке, являются недопустимыми доказательствами, так как не отражают достоверность сведений при соответствующих замерах. Обращало внимание, что в материалах дела отсутствует информация, что точка с координатами 57°12?18.4 с.ш. и 65°35?26.1 в.д. находится в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 72:23:0102002:11462. Указывало, что между Учреждением и АО «Тюменское областное дорожно- эксплуатационное предприятие» 26 июля 2021 года заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержанию автономных светофоров типа Т-7, территории, объектов и элементов благоустройства имущественных комплексов, содержанию контейнерных площадок, ливневой системы водоотведения закрытого типа и открытого типа, нанесению дорожной разметки на территории Центрального АО г. Тюмени на 2021-2022 годы, согласно техническому заданию и условиям контракта подрядной организацией выполняется комплекс механизированных и немеханизированных работ, в соответствии с кратностью и технологическими операциями, предусмотренными муниципальными правовыми актами Администрации г.Тюмени. Полагало, что организация Учреждением работ по текущему содержанию объекта «улица Хантыйская» обеспечена надлежащим образом, контроль специалистами Учреждения за деятельностью подрядной организации осуществляется регулярно.
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 19 января 2022 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени» отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С данным решением не согласна заместитель главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды М.И.В. В жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи отменить, постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает, что в имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0102002:11462 содержится информация о характерных точках границ земельного участка, земельный участок не может иметь одну координату; актом осмотра территории зафиксированы точки размещения отходов на земле, а не координаты земельного участка, на котором размещены отходы, в координатах 57°12?18.4 с.ш. и 65°35?26.1 в.д. Обращает внимание, что при наложении десятичных координат на публичную кадастровую карту, определен соответствующих земельный участок. Утверждает, что судом при вынесении решения определена иная координата 57.205308 и 65.591199, однако, каким способом получена данная точка координат, в решении суда не установлено, при этом при наложении данных координат на публичную кадастровую карту определяется тот же самый земельный участок. Настаивает, что должностным лицом Департамента недропользования и экологии Тюменской области достоверно установлено место расположения отходов на земельном участке, принадлежащем на праве собственности МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени». Сообщает, что спутниковый навигатор используется не с целью проведения измерений, а с целью фиксации координат, каких-либо поверок не требует.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени», материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Департамента недропользования и экологии Тюменской области Б.Н.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени» Г.Е.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 КоАП РФ повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, 28 мая 2021 года с целью проверки фактов, изложенных в обращении общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение», государственным инспектором Тюменской области в области охраны окружающей среды ФИО1 произведен осмотр территории земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0102002:8669, 72:23:0102002:8675 и 72:23:0102002:11462, в ходе которого зафиксирован множественный сброс отходов на почву. На почве допущен сброс отходов, в том числе, полиэтилена, лом бетонных изделий, отходы древесины малоценной, отходы от разбора жилищ, что зафиксировано в акте осмотра № 95/О.
Определением государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды от 28 мая 2021 года возбуждено дело административном правонарушении для проведения административного расследования по факту размещения на почве отходов производства и потребления на земельных участках с кадастровыми номерами 72:23:0102002:8669, 72:23:0102002:8675 и 72:23:0102002:11462, расположенных в г. Тюмени.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0102002:11462 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени».
Вступившим в законную силу постановлением старшего государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды по делу об административном правонарушении от 21 июля 2021 года, МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени» 12 октября 2021 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности, установленной данной нормой.
Судья районного суда, отменяя вынесенное в отношении МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени» постановление и прекращая производство по делу, пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, поскольку земельный участок с координатами 57°12?18.4 с.ш. и 65°35?26.1 в.д., на котором были размещены отходы, не может являться земельным участком с кадастровым номером 72:23:0102002:11462.
Данные выводы судьи районного суда полагаю необоснованными, сделанным в нарушение требований статей 24.1, 26.2, 26.1, 26.11 КоАП РФ без надлежащих исследования и оценки, представленных административным органом доказательств, при неправильном применении норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данные правовые нормы судьей при вынесении решения учтены не были, обстоятельства дела в полном объеме не исследованы.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости») недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» сведений (пункт 2 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Публичные кадастровые карты — это кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц, которые ведутся в электронной форме и подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы (пункты 1-3 статьи 12 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0102002:11462 содержится информация о характерных точках границ земельного участка. Следовательно, координатами, указанными в выписке из ЕГРН определены границы данного земельного участка на местности.
При наложении точки с координатами 57°12?18.4 с.ш. и 65°35?26.1 в.д., где обнаружена свалка отходов (данные снимка на л.д.195), на публичную кадастровую карту, имеющуюся в общем доступе (л.д.194), усматривается, что указанная точка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0102002:11462.
При этом вывод суда, что земельный участок, на котором были размещены отходы, не может являться земельным участком с кадастровым номером 72:23:0102002:11462 ничем не мотивирован, не соответствует изложенным выше фактическим обстоятельствам. Судом фактическое расположение принадлежащего МКУ «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени» земельного участка не исследовалось.
Таким образом, обстоятельства дела суд не установил, оценки им в нарушение требований статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях не дал, выводов относительно имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о незаконном размещении отходов на земельном участке, принадлежащем на праве постоянного пользования МКУ Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени», не сделал.
Предусмотренные статьей 24.1. КоАП РФ задачи производства по делу об административном правонарушении о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела судьей не выполнены.
Сроки давности привлечения к административной ответственности совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 КоАП РФ, в силу части 1 статьи 4.5. КоАП РФ составляющие один год, не истекли.
В связи с этим полагаю, что судьей районного суда было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тюмени.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать имеющиеся доказательства в их совокупности и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 19 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени» отменить.
Дело по жалобе муниципального казенного учреждения «Служба заказчика по благоустройству Центрального административного округа г. Тюмени на постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды М.И.В. от 26 октября 2021 года № 165/257/О возвратить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Тюмени.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина