ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-86/2022 от 17.02.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №21-86/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу директора государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Бахчисарайский психоневрологический интернат» Воронцова Юрия Анатольевича на постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 07.09.2021 года №39 и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15.11.2021 года по делу №12-216/2021,

У С Т А Н О В И Л

Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 07.09.2021 года №39 директор государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Бахчисарайский психоневрологический интернат» Воронцов Юрий Анатольевич (далее Воронцов Ю.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Воронцов Ю.А. обжаловал его в суд.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15.11.2021 года по делу №12-216/2021 (судья Кошелев В.И.) постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 07.09.2021 года №39 оставлено без изменений, жалоба Воронцова Ю.А. оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанными постановлением и решением, Воронцов Ю.А. подал жалобу, в которой просит постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 07.09.2021 года №39 и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15.11.2021 года по делу №12-216/2021 отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании, которое состоялось 17.02.2022 года представитель Воронцова Ю.А. Приймак Б.А. настаивал на удовлетворении жалобы, представитель Службы финансового надзора Республики Крым Маслов П.А. возражал против удовлетворения жалобы.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей.

Согласно ч. 9 ст.37 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными статьей 37 Закона № 44-ФЗ, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цен контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ обоснование, указанное в части 9 указанной статьи, представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона.

Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 указанной статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона № 44-ФЗ или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренную частью 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, участника закупки, с которым заключается контракт.

Материалы дела свидетельствуют о том, что по результатам проведенной Службой финансового надзора Республики Крым внеплановой документарной проверки ГБУ РК «Бахчисарайский психоневрологический интернат» установлено, что 14.05.2021 года ГБУ РК «Бахчисарайский психоневрологический интернат» на официальном сайте ЕИС были размещены извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона по объекту закупки «Поставка продуктов питания (Творог)». Начальная (максимальная) цена контракта по указанному аукциону составляла 474 000,00 рублей. Номер извещения о проведении электронного аукциона 0375200029521000009.

Пунктом 24.4 «Антидемпинговые меры» части III ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА документации об аукционе в электронной форме под номером извещения 0375200029521000009 установлено, что антидемпинговые меры применяются в соответствии с требованиями ст. 37 Закона № 44-ФЗ.

Пунктом 31 «Условия признания победителя аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимся от заключения контракта» части III ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА документации об аукционе в электронной форме под номером извещения 0375200029521000009 установлено, что победитель электронной процедуры признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта, в случае, если в числе прочего им не исполнены требования, предусмотренные ст. 37 Закона № 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Таким образом, документацией об электронном аукционе под номером извещения 0375200029521000009, размещенной ГБУ РК «Бахчисарайский психоневрологический интернат» в ЕИС, предусмотрено условие о заключении контракта с победителем электронного аукциона, предложившим цену контракта на двадцать пять процентов и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, только в случае предоставления таким победителем надлежащего обоснования предлагаемой цены контракта, предусмотренного ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27 мая 2021 года № 0375200029521000009 победителем электронного аукциона признан ИП Коныгин Г.В., предложивший цену 218 039, 90 рублей, что на 54 % ниже начальной (максимальной) цены контракта.

С учетом особенностей предмета контракта - поставка продуктов питания, а также обстоятельств снижения цены контракта более чем на 25 % от начальной (максимальной) цены контракта, в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ победитель такого аукциона при подписании проекта контракта должен предоставить надлежащее обоснование предлагаемой цены с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с ч. 10 ст. 69 Закона № 44-ФЗ ГБУ РК «Бахчисарайский психоневрологический интернат» принято решение о заключении контракта с ИП Коныгиным Г.В., который предложил наиболее низкую цену.

По информации, размещенной в ЕИС, между ГБУ РК «Бахчисарайский психоневрологический интернат» и ИП Коныгиным Г.В. 09.06.2021 года заключен контракт № 189 (реестровый номер 22910400297921000016) на сумму 218039,90 рублей со сроком действия до 31 декабря 2021 года

ИП Коныгиным Г.В. данный контракт подписан 02.06.2021 года, при этом в качестве документов, подтверждающих обеспечение исполнения контракта, представлены: информация, подтверждающая добросовестность участника ИП Коныгина Г.В. (с предоставлением информации по исполненным контрактам с указанием реестровых номеров контрактов в реестре контрактов); гарантийное письмо, в котором указано, что поставщик является официальным дистрибьютером ряда производителей продукции, имеет на складе необходимое количество продукции длительного хранения, а также заключенные договоры с другими производителями по фиксированным ценам, в связи с чем гарантирует поставки в дни и время, указанные при подаче заявки.

Вместе с тем, поставщиком не представлено документов, обосновывающих предлагаемую цену товара, поскольку имеющееся гарантийное письмо выдано не производителем товара, а непосредственно участником закупки, при этом оно не содержит в себе расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене. Каких-либо иных документов, обосновывающих предлагаемую цену контракта (дистрибьюторский договор, договор поставки с производителем продукции и т.п.), поставщиком также не представлено.

Таким образом, поставщиком ИП Коныгиным Г.В. в нарушение требований ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ при подписании проекта контракта не были представлены документы обоснования предлагаемой цены контракта, в связи с чем заключение данного контракта является неправомерным.

Согласно сведениям из ЕИС контракт подписан квалифицированной электронной цифровой подписью директора ГБУ РК «Бахчисарайский психоневрологический интернат» Воронцова Ю.А.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом Министерства труда и социальной политики Республики Крым от 16.10.2021 года №175-л Воронцов Ю.А. с 16.10.2021 года назначен на должность директора ГБУ РК «Бахчисарайский психоневрологический интернат».

В соответствии с п. 5.1 Устава ГБУ РК «Бахчисарайский психоневрологический интернат», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 09.11.2017 года № 628 (далее - Устав), непосредственное управление деятельностью учреждения осуществляет директор. В силу п. 5.3 Устава директор осуществляет свою деятельность на основе единоначалия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом. Согласно п. 5.4 Устава директор кроме прочего планирует и контролирует работу учреждения, а также осуществляет иные полномочия, соответствующие Уставу и не противоречащие федеральному законодательству и законодательству Республики Крым.

Учитывая, что учреждением был заключен контракт с победителем электронного аукциона, который не исполнил надлежащим образом требования ч. 9, п. 2 ч. 10 ст. 37, ч. 3 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ, а также условия документации об электронном аукционе под номером извещения 0375200029521000009, касающиеся предоставления обоснования предложенной цены контракта, директором учреждения Воронцовым Ю.А. допущено нарушение ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Воронцова Ю.А. протокола об административном правонарушении и привлечения последнего к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и виновность Воронцова Ю.А. в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 25.08.2021 года; решением Службы финансового надзора Республики Крым от 23.07.2021 года № 04.1-02/47; копией устава ГБУ РК «Бахчисарайский психоневрологический интернат»; копией приказа о назначении Воронцова Ю.А. на должность директора ГБУ РК «Бахчисарайский психоневрологический интернат» от 16.10.2020 года № 175-л; копией контракта от 09.06.2021 года № 189 с приложением; гарантийным письмом ИП Коныгина Г.В.; протоколом подведения итогов электронного аукциона от 27 мая 2021 года № 0375200029521000009-3; документацией об электронном аукционе.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, должностное лицо административного органа и судья Бахчисарайского районного суда Республики Крым пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Воронцова Ю.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с вышеприведенными выводами не имеется, поскольку они являются правильными и соответствуют материалам дела.

Доводы жалобы Воронцова Ю.А. о том, что в данном случае подлежала применению ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, предусматривающая освобождение поставщика от представления обоснования цены контракта, основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ участник закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта в случае предоставления информации, содержащейся в реестре контрактов, об исполненных (без учета правопреемства) до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактах, заключенных в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом такие контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) и сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта.

Механизм освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в первую очередь направлен на снижение финансовой нагрузки указанных лиц.

При этом согласно ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, в случае, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными ст. 37 Закона № 44-ФЗ, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

Требования, установленные в ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, распространяются на всех участников закупки, в случае если предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения.

При этом положения ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ не освобождают участников закупки от обязанности представления заказчику обоснования предлагаемой цены контракта, суммы цен единиц товара в случае и в порядке, предусмотренных ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, поскольку ч. 9 ст. 37 Закона № 44-ФЗ является отдельной антидемпинговой мерой.

Вина Воронцова Ю.А. с учётом положений ст. 2.4 КоАП РФ в совершении административного правонарушения установлена и его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ.

Должностным лицом административного органа и судьёй Бахчисарайского районного суда Республики Крым обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, всем представленным в материалы дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены постановления начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 07.09.2021 года №39 и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15.11.2021 года по делу №12-216/2021.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ

Постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 07.09.2021 года №39 и решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15.11.2021 года по делу №12-216/2021 оставить без изменения.

Жалобу директора государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Бахчисарайский психоневрологический интернат» Воронцова Юрия Анатольевича оставить без удовлетворения.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>