ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-86ПО от 01.06.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Туравинина Ю.Ю.

Дело № 21-86 поступило 12 марта 2020 года

УИД: <...>

РЕШЕНИЕ

01 июня 2020 года г.Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Т.Н. Раднаева,

при секретаре Абзаевой В.И.,рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «Байкальская лесная компания» на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ЗАО «Байкальская лесная компания»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Коломеец О.П. № <...> от 22 ноября 2019 года ЗАО «Байкальская лесная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ. Обществу назначен административный штраф в размере 200 000 рублей.

Общество обжаловало постановление в районный суд.

Решением Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.

Общество подало жалобу на решение районного суда в вышестоящий суд.

В заседании вышестоящего суда стороны не явились, извещались надлежаще.

Рассмотрев дело, вышестоящий суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Из постановления о назначении административного наказания следует, что ЗАО «Байкальская лесная компания» огородило единым забором со стороны р. Селенга земельные участки с кадастровыми номерами <...> При этом часть забора находится в границах прибрежной защитной полосы и береговой полосы левого берега реки. Угол забора, ограничивающего территорию земельного участка со стороны реки, находится на расстоянии менее 5 м от уреза воды. Далее вдоль реки на протяжении около 100 м забор отсутствует. На участке складирована песчано-гравийная смесь, отвалы которой образуют берег реки. Затем вновь начинается деревянный забор, который проходит на расстоянии от 5до 8 м от уреза воды р. Селенга.

Исходя из положений частей 1,2, 4, 11 и 13 статьи 65 Водного кодекса РФ, ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Селенга составляет 200 м.

Согласно пункту 2 части 17 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.

ЗАО «Байкальская лесная компания» нарушило указанное требование, осуществив складирование песчано-гравийной смеси в прибрежной защитной полосе р. Селенга.

Возражая против привлечения к административной ответственности, общество ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером НЕ принадлежит обществу. Общество не размещало отвалы размываемых грунтов в прибрежной защитной полосе р. Селенга.

Эти доводы правомерно отклонены должностным лицом и районным судом.

То обстоятельство, что общество не является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, само по себе правового значения не имеет, поскольку подтвержден факт самовольного занятия обществом части указанного участка.

Из материалов дела видно, что 8 октября 2019 года Управлением Роприроднадзора по Республике Бурятия проведен плановый (рейдовый) осмотр на территории п. Ильинка Прибайкальского района Республики Бурятия, в водоохранной зоне р. Селенга.

По результатам осмотра 10 октября 2019 года составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований.Из акта следует, что обследованы водоохранная зона и прибрежная защитная полоса левого берега р. Селенга в районе расположения земельных участков с кадастровыми номерами <...>

К акту приложена фототаблица с фотографиями берега реки, забора, территории, огороженной забором, а также географическими координатами.

Земельный участок с кадастровым номером <...> принадлежит ЗАО «Байкальская лесная компания», сведения о зарегистрированных правах на второй земельный участок в ЕГРН отсутствуют.

Деревянный забор является единым ограждением на обоих участках, песчано-гравийная смесь расположена внутри территории, огороженной забором, поэтому ЗАО «Байкальская лесная компания» правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ.

В жалобе общество ссылается на акт проверки государственного земельного надзора от 7 февраля 2020 года.

Согласно этому акту ЗАО «Байкальская лесная компания» самовольно использует часть земельного участка с кадастровым номером <...> площадью около 45,95 кв.м.

По мнению общества, акт подтверждает, что общество не использует указанный земельный участок, используемые 45,95 кв.м. составляют незначительную часть.

Эти доводы нельзя принять во внимание, поскольку на самовольно занятой части земельного участка поставлен забор, который является единым с забором, установленным на земельном участке, принадлежащем обществу. Внутри ограждения в прибрежной защитной полосе реки размещена песчано-гравийная смесь.

Эти обстоятельства с достоверностью подтверждают виновность общества в совершении административного правонарушения.

Вместе с тем усматриваются основания для изменения постановления о назначении административного наказания.

В соответствии с ч. 2.2. чт. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Аналогичные положения, предусматривающие возможность снижения минимального размера штрафа, назначенного юридическому лицу предусмотрены частями 3 и 3.2 приведенной статьи 4.1 КоАП РФ.

Санкцией ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206"Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", Указами Президента РФ от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 «Об установлении нерабочих дней» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) период с 31 марта 2020 года по 08 мая 2020 года включительно объявлены нерабочими днями.

Из материалов дела следует, что в связи с остановкой производственного процесса в период нерабочих дней текущее финансовое положение ЗАО «Байкальская лесная компания» существенно ухудшилось.

При таких обстоятельствах, с учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая конкретные обстоятельства дела, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, суд считает возможным применить в данном случае положения части 2.2 и части 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизить размер назначенного ЗАО «Байкальская лесная компания» наказания в виде административного штрафа до 100 000 руб., т.е. менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.

В остальной части оснований, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену оспариваемого постановления судьи районного суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия Коломеец О.П. № <...> от 22 ноября 2019 года и решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ЗАО «Байкальская лесная компания»изменить: снизить размер назначенного ЗАО «Байкальская лесная компания» административного наказания в виде административного штрафа до 100 000 (ста тысяч) руб.

В остальной части постановление № <...> от 22 ноября 2019 года и решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 10 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу ЗАО «Байкальская лесная компания» - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Бурятия Т.Н. Раднаева