ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-871/2023 от 19.10.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Синева Д.Т. дело № 21-871/2023

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 19 октября 2023 года

Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 28 августа 2023 года, которым

постановление руководителя УФАС по Самарской области от 26 июня 2023 года № 063/04/7.32.5-539/2023 в отношении заместителя руководителя Департамента управления имущества г.о. Самара по жилищным вопросам ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, оставлено без изменения,

установил:

Постановлением руководителя УФАС по Самарской области от 27.06.2023 г. № 063/04/7.32.5-539/2023 заместитель руководителя Департамента управления имущества г.о. Самара по жилищным вопросам ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица, ФИО1 обратился в суд с жалобой, по результатам рассмотрения которой судьей Октябрьского районного суда г. Самары от 28.08.2023 постановлено обжалуемого решение.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, ФИО1 просит отменить постановление административного органа и решение суда первой инстанции, поскольку является ненадлежащим субъектом по делу об административном правонарушении, вопросы финансово-экономического обеспечения исполнения контрактов находятся в ведении заместителя руководителя Департамента по экономике и финансам; подписание контракта от имени юридического лица не возлагает на ФИО1 безусловную единоличную обязанность по исполнению принятых юридическим лицом обязательств.

Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, защитников Мартынова Е. Е. и Подколзину Е. Н. (по доверенности), поддержавших доводы жалобы, возражения представителя УФАС по Самарской области ФИО2, изучив представленные документы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, далее по тексту - Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ) в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 данного закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Исполнение контракта включает в себя оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (пункт 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 данной статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного Федерального закона.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из представленных материалов по результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Самары установлено, что между Департаментом управления имуществом городского округа Самара (ДУИ г.о. Самара) действующим от имени городского округа Самара, в лице заместителя руководителя ДУИ г.о. Самара по жилищным вопросам ФИО1, и ООО «Специализированный застройщик «Сервисно-строительная компания», ООО «Специализированный застройщик «Финстрой» заключены соответственно муниципальные контракты № К-157 от 16.09.2022 и № К-181 от 26.09.2022 на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, в целях формирования специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений.

Цена контракта, срок и порядок оплаты согласованы сторонами и в соответствии с пунктом 3.4. Контракта № К-157 от 16.09.2022. Оплата осуществляется следующим образом:

- аванс в размере 49 % от цены контракта, в течение 7 рабочих дней со дня заключения Контракта, в том числе, за счет средств бюджета Самарской области и бюджета г.о. Самары;

- окончательный расчет в размере 51 % от цены контракта, осуществляется с учетом ранее уплаченного авансового платежа в течение 7 рабочих дней с даты подписания документа о приемке, в том числе, за счет средств бюджета Самарской области и бюджета г.о. Самары.

В соответствии с п. 3.5 контракта № 157К от 16.09.2022 датой оплаты считается дата списания денежных средств за счет Заказчика.

Таким образом, исходя из согласованных сторонами сроков и порядка оплаты по контакту № 157К от 16.09.2022 г., авансовый платеж подлежал внесению в срок до 27.09.2022 г. включительно.

Заявка на перечисление средств субсидии в целях погашения аванса за счет средств Самарской области в рамках соглашения от 07.04.2022 № 25 о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области направлена в Министерство строительства Самарской области лишь 21.09.2022 за № 15-07-34/37774, то есть спустя 3 рабочих дня после заключения муниципального контракта.

Авансовый платеж осуществлен 29.09.2022 (платежное поручение № 5517 от 29.09.2022), что свидетельствует о нарушении срока внесения авансового платежа по Контракту № 157К от 16.09.2022 на 3 рабочих дня.

Пунктом 3.5 Контракта № К-181 от 26.09.2022 и приложением № 2 к Соглашению о предоставлении иного межбюджетного трансферта из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области от 09.06.2022 № 137 предусмотрено, что оплата по данному контракту осуществляется Заказчиком путем перечисления денежных средств на счет Поставщика в течение 7 рабочих дней со дня подписания сторонами документа о приемке жилых помещений, в том числе, за счет средств бюджета Самарской области и бюджета г.о. Самары.

Датой оплаты считается дата списания денежных средств за счет Заказчика (п. 3.5 Контракта № К-181 от 26.09.2022).

Как следует из представленных материалов, акт сдачи-приемки жилых помещений осуществлен и подписан в единой информационной системе 18.11.2022.

Таким образом, исходя из согласованных сторонами сроков и порядка оплаты по контакту № 181К от 26.09.2022, платеж подлежал внесению в срок до 29.11.2022 включительно.

Заявка на перечисление средств субсидии в целях погашения аванса за счет средств Самарской области в рамках соглашения от 07.04.2022 №25 о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в Самарской области направлена в Министерство строительства Самарской области 23.11.2022 за №15-07-02/47550, то есть спустя 2 рабочих дня после подписания документов о сдаче-приемке жилых помещений

Платеж осуществлен 01.12.2022 г. (платежное поручение № 7097 от 01.12.2022), что свидетельствует о нарушении срока внесения платежа по Контракту № 181К от 16.09.2022 на 2 рабочих дня.

.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.

Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию в ст. 2.4 КоАП РФ руководители или другие работники организаций несут ответственность как должностные лица в случае совершения административных правонарушений в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Из материалов дела следует, заместителем руководителя ДУИ г.о. Самара по жилищным вопросам ФИО1 подписаны муниципальные контракты, им приняты на себя обязанности по их исполнению, следовательно, последний обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Суд не принимает во внимание доводы ФИО1 о том, что он не является надлежащим субъектом по делу об административном правонарушении, поскольку должностной инструкцией и иными регламентирующими документами на него, как на должностное лицо не возложена обязанность по оплате товаров, работ и услуг по принятым ДУИ г.о. Самара в рамках муниципальных контрактов обязательствам, поскольку данные вопросы находятся в ведении заместителя руководителя Департамента по экономике и финансам, по следующим основаниям.

Согласно приказу № 88-0К от 14.03.2022 ФИО1 принят на муниципальную службу в Департамент управления имуществом городского округа Самара на должность заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам.

Должностной инструкцией заместителя руководителя Департамента по жилищным вопросам от 11.01.2021 № 15-03-06/01-2021 (с учетом изменений от 22.06.2021), утвержденной руководителем Департамента имуществом г.о. Самары, установлены должностные права и обязанности заместителя руководителя Департамента, а также ответственность за несоблюдение требований законодательства, трудовой дисциплины и пр.

ФИО1 ознакомлен с содержанием должностной инструкции 14.03.2022, что подтверждается его подписью в листе ознакомления и им не оспаривается.

Согласно п. 3.1. должностной инструкции заместитель руководителя департамента по жилищным вопросам имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от заместителей руководителя Департамента, руководителей структурных подразделений Департамента документы и информацию, относящиеся к деятельности подведомственных управлений.

В судебном заседании ФИО1 подтвердил, что вправе запрашивать информацию, в том числе от Департамента по экономике и финансам по вопросам исполнения контрактов.

Таким образом, исходя из положений должностной инструкции, ФИО1 имел право и возможность проверить своевременность решения вопроса о производстве оплаты структурным подразделением, отвечающим за вопросы финансово-экономического обеспечения, в целях исключения факта нарушения сроков внесения платежей по заключенным им, как должностным лицом, контрактам, то есть принять меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, ФИО1 были направлены служебные записки на имя руководителя Департамента по экономике и финансам ФИО3 с просьбой произвести оплату по муниципальным контрактам, без указания сроков оплаты, информацию у соответствующих должностных лиц относительно исполнения условий контрактов в части своевременности перечисления денежных средств не запрашивал.

Доводы ФИО1 и его защитника о том, что служебные записки направлены в адрес Департамента по экономике и финансам в установленный срок с приложением всех необходимых документов, не является основаниями для освобождения ФИО1 от административной ответственности по ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, поскольку исходя из приказа № 1879 от 17.08.2020 «О распределении обязанностей между заместителями руководителя Департамента управления имуществом г.о. Самара» (с учетом изменений от 07.04.2022 № 656) заместитель руководителя Департамента по жилищным вопросам подписывает в рамках компетенции управления муниципальные контракты, соглашения об изменении и расторжении муниципальных контрактов (п. 1.3.8 приказа), следовательно, является должностным лицо заказчика, ответственным за исполнение условий заключенных контрактов.

Таким образом, из представленных материалов дела не усматривается наличие противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены, административное наказание назначено административным органом с учетом положений части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы являлись предметом оценки должностного лица и суда при вынесении оспариваемых процессуальных документов, направлены на переоценку доказательств и не содержат доводов, которые не были должным образом оценены ранее при рассмотрении дела административным органом и судом первой инстанции.

Доводы жалобы относительно не рассмотрения в рамках дела об административном правонарушении ходатайства о прекращении производства по делу в нарушение требований статьи 24.4 КоАП РФ и не вынесения мотивированного определения по результатам рассмотрения указанного ходатайства, как на основание для отмены оспариваемого решения суда подлежат отклонению, поскольку ходатайство о прекращении производства по делу не является процессуальным ходатайством, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 24.4 КоАП РФ, данный вопрос разрешается при рассмотрении дела по существу.

Оснований для прекращения производства по делу, в том числе в связи с отсутствием состава административного правонарушения не имеется.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом административного органа и судом первой инстанции не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление руководителя УФАС по Самарской области № 063/04/7.32.5-539/2023 от 27.06.2023 и решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 28.08.2023, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в отношении заместителя руководителя Департамента управления имущества г.о. Самара по жилищным вопросам ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и срок, установленные статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова