ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-873 от 29.12.2015 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Кожахин А.Н. Дело № 21-873

РЕШЕНИЕ

29 декабря 2015 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Полянина О.А., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экорос» на постановление заместителя Главного государственного инспектора Российской Федерации в Саратовской области от 16 июня 2015 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Саратова от 18 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экорос»,

установил:

постановлением заместителя Главного государственного инспектора Российской Федерации в Саратовской области от 16 июня 2015 года общество с ограниченной ответственностью «Экорос» (далее – ООО «Экорос») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ООО «Экорос» обратилось в Ленинский районный суд города Саратова с жалобой.

Решением судьи Ленинского районного суда города Саратова от 18 сентября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, ООО «Экорос» просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, как незаконные. В доводах жалобы указывает на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку общество не осуществляло вскрышных работ, что отражено в соответствующей отчетности, ссылается, что карьер был принят уже с выполненными вскрышными работами. Указывает, что организация проводит работы по рекультивации в соответствии с технологическим регламентом «Использование отходов для рекультивации выработанного карьера методом экологического планирования».

Проверив материалы дела в полном объеме, заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из указанных задач, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ, исходя из установленных в части 2 статьи 12 данного кодекса целей охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В силу требований статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Принимая решение о привлечении ООО «Экорос» к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ, заместитель Главного государственного инспектора РФ в Саратовской области пришел к выводу о совершении обществом правонарушения, выразившегося в невыполнении требований действующего проектного документа «Проект разработки и рекультивации месторождения керамзитовых глин «Елшанское» (Трофимовский участок) в Ленинском районе города Саратова» в части невыполнения горнотехнической рекультивации, что является нарушением требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Отказывая в удовлетворении жалобы и признавая правомерным привлечение ООО «Экорос» к административной ответственности, судья исходил из того, что факт допущенного обществом правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, объяснениями должностного лица, вынесшего постановление по делу, Р.А.В., представителя Управления Росприроднадзора по Саратовской области К.Е.А.

Суд второй инстанции соглашается с принятыми процессуальными решениями по делу об административном правонарушении в силу следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «Экорос» в соответствии с договором аренды земельного участка № А-13-292Ю4, заключенным 05 июня 2013 года с комитетом по управлению имуществом города Саратова, сроком действия до 05 июня 2014 года, осуществляет использование земельного участка с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ... (в районе Сокурского тракта) площадью 106612 кв. метров для ведения работ, связанных с пользованиями недрами (месторождение нерудных полезных ископаемых) в границах, указанных в кадастровом паспорте.

ООО «Экорос» осуществляет деятельность по добыче керамзитовых глин Елшанского месторождения (Трофимовский участок) на основании лицензии СРТ 90015 ТЭ от 03 октября 2005 года сроком действия до 03 октября 2025 года.

В силу Соглашения об условиях недропользования в пределах Елшанского месторождения керамзитовых глин, являющегося приложением № 3 к данной лицензии, владелец лицензии обязан осуществлять добычу глин в соответствии с планами развития горных работ, обеспечивать объем добычи сырья, необходимый для удовлетворения потребностей строительных предприятий района согласно проекту горных работ, но не ниже заявленной производительности – 60 тысяч куб. метров в год (пункты 3.5-3.7 Соглашения).

Согласно пункту 3.8 Соглашения владелец лицензии проводит рекультивацию выработанной части карьера в соответствии с проектом рекультивации.

На основании распоряжения руководства Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 27 апреля 2015 года № 86-р с учетом изменений от 13 мая 2015 года, проведена внеплановая проверка ООО «Экорос» по месту фактического осуществления деятельности: город Саратов, земельный участок в границах отвода недр Елшанского месторождения керамзитовых глин (Трофимовский участок) в 2,5 км восточнее поселка Елшанка в Ленинском районе. Предметом проверки являлось соблюдение обществом обязательных требований в результате его деятельности. Проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Проверкой установлено, что ООО «Экорос» осуществляет свою деятельность на основании проектного документа - «Проект разработки и рекультивации месторождения керамзитовых глин «Елшанское» (Трофимовский мост) в Ленинском районе города Саратова» 261/07-РП (далее — Проект), разработанного в 2008 году ООО «Нерудпроект», получившего положительное заключение экспертизы промышленной безопасности и согласование Управления Ростехнадзора по Саратовской области. Проектом предусмотрена разработка керамзитовых глин на 20 лет.

В соответствии с Проектом рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель, и предусматривает комплекс горнотехнических, инженерных и сельскохозяйственных мероприятий, направленных на восстановление биологической продуктивности и народнохозяйственной ценности отработанных горными работами земельных площадей.

Рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участники в пользование и дающими разрешение на проведение соответствующих работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основании проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектных материалов и календарных планов (раздел 11 Проекта).

Проектом предусмотрен календарный план проведения вскрышных и добычных работ с указанием площади и объема зачистки, площади и объема вскрыши, календарный план отвалообразования и рекультивации земель (таблицы 11, 12, 14, 15 Проекта).

Проектом запланировано, что количество нарушенных земель составит 1,62 га. Рекультивация карьера запланирована с четвертого года отработки, т.е. с 2011 года при условии выполнения проектных решений. Согласно календарному плану рекультивации земель (Таблица 15) предусмотрено, что площадь отсыпки грунтов, начиная с 2013 года по 2017 год, должна составить 33,5 тысяч кв. метров на дно, 31,0 тысяч кв. метров – на откосы.

Годовой программой горных работ на 2014 и 2015 годы планировались работы по горнотехнической рекультивации в соответствии с Проектом, которая заключается в отсыпке вскрышных пород (суглинков) во внутренней части отвал. Зона проведения работ расположена в юго-восточной части карьера (страница 21 акта проверки от 01 июня 2015 года).

В соответствии с госстатотчетностью по форме 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы за 2014 год» ООО «Экорос» представило данные об отсутствии нарушенных, отработанных и рекультивированных земель как по состоянию на 01 января 2014 года, так и по состоянию на 01 января 2015 года.

Установив указанные обстоятельства, должностное лицо и суд пришли к выводу, что поскольку ООО «Экорос» не выполняет требования действующего проектного документа «Проект разработки и рекультивации месторождения керамзитовых глин «Елшанское» (Трофимовский мост) в Ленинском районе города Саратова» в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.

Исходя из понятия административного правонарушения, установленного в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, противоправное, виновное деяние может быть совершено юридическим лицом.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются актом проверки № 7614-01 от 01 июня 2015 года, протоколом об административном правонарушении № 8039-16 от 03 июня 2015 года, Проектом разработки и рекультивации месторождения керамзитовых глин «Елшанское» (Трофимовский мост) в Ленинском районе города Саратова» и актами обследования территории на предмет соблюдения природоохранного законодательства от 27 апреля 2015 года, от 29 апреля 2015 года, от 15 мая 2015 года № 2, землеустроительной экспертизой от 26 мая 2015 года, госстатотчетностью по форме 2-ТП (рекультивация).

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по своевременному выполнению обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших юридическому лицу своевременному и надлежащему выполнению обязанностей по рекультивации земель, не представлено.

Требования постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67, предписывают проведение рекультивации земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами, в том числе при разработке месторождений полезных ископаемых и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Соглашаясь с выводами должностного лица и районного суда, суд второй инстанции учитывает, что Проектом разработки и рекультивации месторождения керамзитовых глин «Елшанское» (Трофимовский мост) в Ленинском районе города Саратова, утвержденным и согласованным в установленном порядке, планировалась горнотехническая рекультивация, заключающаяся в отсыпке вскрышных пород (суглинков) во внутренний отвал, в соответствии с отчетом формы 2-ТП (рекультивация), несмотря на указание юридического лица об отсутствии нарушенных земель по состоянию на 01 января 2014 года, в разделе 2 отчета указано на то, что за отчетный период снято плодородного слоя почвы в объеме 14 тысяч куб. метров.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные для установления наличия или отсутствия события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно отчету ООО «Экорос» формы 5-гр за 2013 год, представленному по запросу суда, отражены данные о добыче 19 тысяч куб. метров глины керамзитовой при плановой добыче 60 тысяч куб. метров, указан коэффициент вскрыши – 0,03. Отчетом по форме 5-гр за 2014 год подтверждается факт выполнения ООО «Экорос» добычных работ в количестве 19 тысяч куб. метров.

По информации, представленной МРИ ФНС № 8, ООО «Экорос» начисляет и уплачивает налог на добычу полезных ископаемых.

Письмом ООО «Нерудпроект» от 21 мая 2015 года, являвшегося разработчиком Проекта, подтверждено, что ООО «Экорос» осуществлялась отработка запасов полезных ископаемых в 2013 году на площади 285 кв. метров в объеме 1 425 куб. метров, в 2014 году на площади 1 452 кв. метра, в объеме 10 033 куб. метра. На начало 2015 года сдача рекультивированных участков юридическим лицом не проводилась.

Проанализировав имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, оценив их в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, суд полагает установленным то обстоятельство, что субъект административного правонарушения производил на предоставленном ему земельном участке перечисленные в части 1 статьи 8.7 КоАП РФ работы, Проектом предусмотрено осуществление ООО «Экорос» в 2014-2015 г.г. горнотехнической рекультивации на отработанных участках в установленные сроки, каких-либо изменений в Проект в части сроков либо порядка проведения рекультивации карьера юридическим лицом не вносилось, вследствие чего в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Довод жалобы ООО «Экорос» о неподтверждении материалами проверки факта осуществления вскрышных работ, повлекших нарушение плодородного слоя почвы, не может свидетельствовать об отсутствии в действиях юридического лица вменяемого противоправного деяния.

Приведенные в материалах дела доказательства достоверно свидетельствуют о доказанности вины ООО «Экорос» в нарушении требований статей 12, 13. 42 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Каких-либо существенных процессуальных нарушений судом первой инстанции, при рассмотрении дела не допущено. Доводы жалобы не влекут отмену принятых по делу процессуальных решений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя Главного государственного инспектора Российской Федерации в Саратовской области от 16 июня 2015 года, решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 18 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экорос» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экорос» - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина