ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-874/2022 от 13.07.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-874/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Cуда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12.05.2022 года по делу №12-517/2022,

У С Т А Н О В И Л

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ( далее Россельхознадзор) Ванжа А.П.от 24.06.2021 года №16-29/2021-237 Общество с ограниченной ответственностью «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» (далее ООО «ГИП «Монолит») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ООО «ГИП «Монолит» обжаловало его в суд.

Решением судьи Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12.05.2022 года по делу №12-517/2022 (судья Серикова В.А.) постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Ванжа А.П.от 24.06.2021 года №16-29/2021-237 оставлено без изменения, жалоба ООО «ГИП «Монолит» оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, ООО «ГИП «Монолит» подало жалобу в которой просит решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12.05.2022 года по делу №12-517/2022 отменить, принять по делу новое решение, которым постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Ванжа А.П.от 24.06.2021 года №16-29/2021-237 отменить, производство по делу прекратить.

В судебных заседаниях представитель ООО «ГИП «Монолит» настаивала на удовлетворении жалобы по изложенным в ней доводам, представитель Южного межрегионального управления Россельхознадзора возражал против отмены решения Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым, настаивая на обоснованности привлечения общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ собранные по делу доказательства подлежат оценке исходя из всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, что отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАПРФ, образует невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель, в том числе, при осуществлении строительных работ.

Обязанность по рекультивации нарушенных земель оговорена ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), согласно п.1 которой охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с п.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно п.5 ст.13 ЗК РФ, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года №800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно которым под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 5); рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (п. 6); рекультивация осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации путем проведения технических и (или) биологических мероприятиями (п. 8).

Материалы дела свидетельствуют о том, что в адрес Южного межрегионального управления Россельхознадзора через Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым 09.03.2021 года поступило обращение Акционерного общества «Производственно-аграрное объединение «Массандра» (далее АО «ПАО «Массандра») о проверке правомерности производства работ, связанных с перекрытием части земельного участка сельскохозяйственного назначения завезёнными грунтами.

В ходе предварительной проверки Южным межрегиональных управлением Россельхознадзора ( далее Управление) установлено, что Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым 26.09.20219 года выдано ООО «ГИП «Монолит» Специальное разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова №63/23.2-14 на срок до20.02.2020года. Согласно данному документу на части указанного земельного участка земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым 1845,2962 га запроектировано землевание с нанесением плодородного слоя (грунта) на площади 123,37 га согласно «Проекту рекультивации (снятия и переноса плодородного слоя почвы) земельного участка для размещения объекта «Индустриальный парк «Феодосия» Республика Крым», разработанного ООО «Крымпроект».

На основании мотивированного представления должностного лица от 09.04.2021 года № МП/2943 заместителем начальника Управления 15.04.2021 года за № ВП536 было издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки, которая согласована в установленном порядке.

В ходе проведения внеплановой выездной проверкидолжностными лицами Управления установлено, что ООО «ГИП «Монолит» совершено административное правонарушение предусмотренное ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, что выразилось в невыполнении обязанности по рекультивации земель при осуществлении строительных и мелиоративных работ, что послужило основанием для составления 27.05.2021 года в отношении него протокола №16-29/2021-237 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, и вынесения заместителем начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Ванжа А.П. 24.06.2021 года постановления №16-29/2021-237, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ.

Судья Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым, оставляя по результатам рассмотрения дела №12-517/2022 без изменений Постановление №16-29/2021-23, исходила из того, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ООО «ГИП «Монолит» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст.8.7 КоАП РФ.

Однако, указанные выводы судьи Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым являются преждевременными.

Как указано выше, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАПРФ).

Ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «ГИП «Монолит» на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12.05.2022 года по делу №12-517/2022, установлено, что последнее вывоз грунта на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером прекратило в декабре 2019 года, после получения письма ГКУ Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым» №009-05/8861с информацией о несоответствии существующих координат земельного участка с кадастровым номером , на котором осуществляется строительство объекта «Индустриальный парк «Феодосия», Республика Крым», содержащихся в ЕГРН, с координатами земельного участка по ранее выданному градостроительному плану и утвержденной проектной документации, работы по возведению указанного объекта не осуществляло.

Представитель ООО «ГИП «Монолит» указывала на то, что обнаруженные контролирующим органом в южной части контура земельного участка грунта, не сходного по цвету и гранулометрическому составу с плодородным слоем почвы, которые имели вид глубокозалегающих (вскрышных) пород, были вывезены, после прекращения размещения грунта, образовывающегося в ходе строительства объекта «Индустриальный парк «Феодосия», Республика Крым», предположительно в январе - феврале 2020года.

На это указывали представители ООО «ГИП «Монолит» при осуществлении переписки с АО «ПАО «Массандра», являющего арендатором многоконтурного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым 1845,2962 га на срок с09.10.2020года по09.10.2069 год по Договору аренды земельного участка от09.10.2020 года№2253н/24-2020/596-РФ, заявления которого послужили основанием для проведения сотрудниками Управления внеплановой выездной проверки. Эти же обстоятельства были доведены ООО «ГИП «Монолит» до ведома представителей контролирующего органа при проведении указанной вышее проверки, а также при составлении 27.05.2021 года протокола №16-29/2021-237 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.

Не дана оценка обоснованности утверждений ООО «ГИП «Монолит» о не размещении грунта, не сходного по цвету и гранулометрическому составу с плодородным слоем почвы, которые имели вид глубокозалегающих (вскрышных) пород на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым заместителем начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Ванжа А.П. при вынесении 24.06.2021 года постановления №16-29/2021-237.

Остались эти обстоятельства вне изучения судьей Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым при рассмотрении дела №12-517/2022.

Как указано выше, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАПРФ, образует невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель, в том числе, при осуществлении строительных работ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым 26.09.20219 года выдано ООО «ГИП «Монолит» специальное разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, №63/23.2-14 на срок до20.02.2020года на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером90:00:000000:535, согласно которому последнее должно выполнять работы по рекультивации этого земельного участка в соответствии с проектом рекультивации земель, разработанным ООО «Крымпромпроект».

Однако материалы дела свидетельствуют о том, что в акте внеплановой выездной проверки ООО «ГИП «Монолит» отсутствуют указания о выполнении (невыполнении либо ненадлежащем выполнении) последним положений указанного выше проекта.

Эти обстоятельства не отражены в постановлении заместителям начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Ванжа А.П. №16-29/2021-237 от 24.06.2021 года, не были они предметом исследования судьёй Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым в ходе рассмотрения дела №12-517/2022.

В силу изложенного, установлено, что судья Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым, вынося 12.05.2022 года решение про делу №12-517/2022, не выяснила все обстоятельства дела, что привело к существенному нарушению процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, вследствие чего указанный судебный акт подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12.05.2022 года по делу №12-517/2022 отменить.

Дело с жалобой Общества с ограниченной ответственностью «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Ванжа А.П.от 24.06.2021 года №16-29/2021-237 направить на новое рассмотрение в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Группа инвестиционных предприятий «Монолит» удовлетворить частично..

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>