дело № 21-879 судья Ковальчук Л.Н.
РЕШЕНИЕ
25 ноября 2021 года <...>
Судья Тульского областного суда Ретинский Д.А.,
при секретаре Глебове А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Транс-Ресурс» ФИО1 на постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 20 декабря 2020 года, решение заместителя начальника Управления ГИБДД УМВД России по Тульской области от 01 февраля 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 27 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 20 декабря 2020 года <данные изъяты>, оставленным без изменения решением заместителя начальника Управления ГИБДД УМВД России по Тульской области от 01 февраля 2021 года, ООО «Транс-Ресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с состоявшимися по делу об административном правонарушении постановлением должностного лица и решением вышестоящего должностного лица, генеральный директор ООО «Транс-Ресурс» ФИО1 обратился в Центральный районный суд г.Тулы с жалобой об их отмене, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых актов.
Решением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 27 августа 2021 года постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 20 декабря 2020 года и решение заместителя начальника Управления ГИБДД УМВД России по Тульской области от 01 февраля 2021 года, оставлены без изменения, жалоба генерального директора ООО «Транс-Ресурс» ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, генеральный директор ООО «Транс-Ресурс» ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты, считая их незаконными, необоснованными, вынесенными с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Порядок пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен главой 30 КоАП РФ.
Пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Таким образом, лица, являющиеся участниками по делу об административном правонарушении, должны быть надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.
Присутствие лиц, являющихся участниками по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе в вышестоящем суде не является обязательным, если эти лица извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Генеральный директор ООО «Транс-Ресурс» ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило.
Судья, с учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, а также доводы поданной жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
В силу п. 23.1 Правил дорожного движения РФ масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 23.5 Правил дорожного движения РФ).
Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 (утратил силу с 01 января 2021 года), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 2.
Статьей 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно положениям ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Должностными лицами и судьей районного суда установлено, что 14 декабря 2020 года в 03:02:30 по адресу: а/д Тула-Белев, км 25+700, водитель тяжеловесного автотранспортного средства (автопоезда) марки Камаз М1840 5490-S5, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, собственником (владельцем) которого является ООО «Транс-Ресурс», в нарушение требований п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», двигался без специального разрешения, с превышением нагрузки на 2 ось на 13.13% (11.313т при предельно допустимой 10.0т), установленной для данного участка дороги.
Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе, данными от 14 декабря 2020 года специального технического средства - Системы дорожной весового и габаритного контроля «СВК», актом <данные изъяты> результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме (о превышении либо о соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей и (или) габаритам) и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, ООО «Транс-Ресурс» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, а именно наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия и его виновность в их совершении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Должностные лица и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Транс-Ресурс» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Довод жалобы о том, что превышение нагрузки на ось могло произойти ввиду того, что перевозимый груз был делимым и сыпучим, мог сместиться во время движения, является несостоятельным, поскольку системы измерений параметров автомобильных транспортных средств в движении «СВК» предназначены для измерений нагрузки на ось, на ось в группе осей транспортного средства в автоматическом режиме независимо от характера перевозимого груза. Данные, полученные с помощью системы «СВК» для отбора потенциально перегруженных и негабаритных транспортных средств, являются окончательными и законными при наличии действующего свидетельства о поверке. Полученные данные позволяют накладывать штрафы при фиксации административного правонарушения системой «СВК».
Административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме «СВК», что регламентировано п. 2 ч. 16 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и соответствует Приказу Минтранса России от 29 марта 2018 года № 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств».
Указанное техническое средство, заводской номер <данные изъяты>, имеет действующее свидетельство об утверждении типа средств измерений <данные изъяты>, данная система является сертифицированным средством измерения, что подтверждается свидетельством о поверке <данные изъяты>, которая действительна до 13 сентября 2021 года.
Оснований сомневаться в достоверности данных, полученных с применением работающего в автоматическом режиме технического средства «СВК», не имеется. Объективных данных, свидетельствующих о неисправности указанного технического средства, материалы дела не содержат и суду не представлено, напротив, как следует из ответа директора ГУ ТО «Тулаупрадор» от 11 июня 2021 года по состоянию на 14 декабря 2020 года техническое средство Системы дорожные весового и габаритного контроля модификации <данные изъяты>, расположенное на автомобильной дороге «Тула-Белев» км 25 + 700 функционировало исправно в автоматическом режиме.
Необходимо отметить, что допустимые погрешности учтены при измерении весовых параметров транспортного средства. Данные показатели приведены в паспорте системы «СВК». Конечный результат о превышении весовых параметров указывается за вычетом допустимых погрешностей измерений. Кроме того, в случае, если система вычисляет разные показания в весовых параметрах на двух рядах датчиков, то такие показатели считаются некорректными и не влекут оформление административного правонарушения.
При этом утверждение об отсутствии превышения допустимой массы транспортного средства в данном случае значения не имеет, поскольку вменяемое ООО «Транс-Ресурс» правонарушение выразилось в превышении допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
В силу частей 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к статье 1.5 КоАП РФ определено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Каких-либо доказательств, подтверждающих принятия ООО «Транс-Ресурс» всех зависящих мер по соблюдению требований Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в части соблюдения допустимых нагрузок на оси транспортного средства не представлено.
Всем доводам жалобы дана соответствующая оценка, ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу тех или иных выводов судьи районного суда о виновности ООО «Транс-Ресурс» в совершенном правонарушении.
Должностными лицами и судьей районного суда правильно установлено, что ООО «Транс-Ресурс» как собственником (владельцем) транспортного средства марки Камаз М1840 5490-S5, государственный регистрационный знак <данные изъяты> допущено нарушение, выразившееся в движении принадлежащего ему на праве собственности тяжеловесного транспортного средства (автопоезда) с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Таким образом, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся по делу доказательств должностными лицами и судьей районного суда, подтвердившим законность вынесенных постановления и решения, сделан правильный вывод о виновности ООО «Транс-Ресурс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом закона, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей районного суда и должностными лицами допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, в том числе, влекущие ущемление прав юридического лица, привлеченного к административной ответственности, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При производстве по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, судья районного суда, приходя к выводу о законности и обоснованности постановления и решения по делу, дал надлежащую правовую оценку, как имеющимся в материалах дела доказательствам, так и доводам жалобы, что нашло отражение в принятом судебном акте, оснований сомневаться в оценке установленных по делу обстоятельств либо для их переоценки у судьи областного суда не имеется.
Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении в отношении ООО «Транс-Ресурс» было рассмотрено всестороннее, полно и объективно, нарушений требований ст. 24.1 КоАП РФ не допущено, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностных лиц и судьи районного суда о доказанности вины ООО «Транс-Ресурс» в совершении вмененного ему административного правонарушения, не установлено.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Ссылка в жалобе на то, что жалоба на постановление должностного лица и решение вышестоящего должностного лица судьей районного суда рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица, не извещенного надлежащим образом о ее рассмотрении, является голословной.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частями 1 и 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
О месте и времени рассмотрения жалобы на постановление должностного лица и решение вышестоящего должностного лица генеральный директор ООО «Транс-Ресурс» ФИО1 был извещен по номеру телефона, указанному в жалобе для контакта с юридическим лицом, что подтверждается телефонограммой от 23 августа 2021 года, согласно которой 23 августа 2021 года уполномоченным сотрудником суда был осуществлен звонок по данному номеру телефона законному представителю юридического лица, принявшему сообщение.
При таких данных, принимая решение о рассмотрении жалобы на состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление и решение в отсутствие законного представителя и защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно исходил из того, что юридическое лицо о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении извещено надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрении жалобы не заявило.
Неиспользование юридическим лицом своих процессуальных прав в силу положений ст. 25.4 КоАП РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при условии его надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела.
В связи с вышеизложенным основанием полагать, что судьей районного суда были нарушены процессуальные права юридического лица при рассмотрении его жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении, не имеется.
Административное наказание назначено ООО «Транс-Ресурс» в пределах санкции ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Таким образом, основания к отмене актов по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 20 декабря 2020 года, решение заместителя начальника Управления ГИБДД УМВД России по Тульской области от 01 февраля 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 27 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Транс-Ресурс» ФИО1 - без удовлетворения.
В соответствии с п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья