ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-882/2022 от 07.09.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 21-882/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 07 сентября 2022 года

Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу директора акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 08-667/2021х от 24 декабря 2021 года и решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 30 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 08-667/2021х от 24 декабря 2021 года акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее по тексту – АО «ДГК», Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 30 июня 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Законный представитель Общества ФИО1 обратился в Хабаровской краевой суд с жалобой, в которой, ссылаясь на наличие оснований для применения положений ч. 4 ст. 2.1, ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Жалоба рассмотрена в отсутствие законных представителя Общества, должностного лица административного органа ФИО2, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлявших.

Изучив жалобу, выслушав защитника Карстну О.Б., поддержавшую доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Статьей 8.46 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

На основании ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона " от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (абзац 4 части 6 статьи 69.2).

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что на основании решения Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 18.08.2021 № РЕ-09/18 в отношении АО «ДГК» была проведена плановая выездная проверка объекта №08-0127-000389-П, расположенного по адресу: <...>, на предмет соблюдения природоохранного законодательства. В ходе данной проверки установлено, что объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - НВОС № 08-127-000389 СП «Хабаровские тепловые сети» поставлен Обществом на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В связи с изменением характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды Обществом в нарушение ч. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не представлены сведения для актуализации учетных данных на объекте НВОС № 08-127-000389, свидетельство о постановке объекта ОНВОС на государственный учет № 2697820 от 29.12.2016 не соответствует данным проведенной инвентаризации, а именно, общее число источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу по данным инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проведенной в 2017 году, не соответствует количеству зарегистрированных в государственном реестре ОНВОС на указанном объекте; согласно сведениям об инвентаризации источников сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников – структурное подразделение не осуществляет сброс воды в водные объекты и на рельеф местности, при этом в Государственном реестре ОНВОС на указанном объекте зарегистрировано 6 источников сбросов сточных вод.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения должностным лицом Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении АО «ДГК» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, и привлечения Общества к административной ответственности.

Факт совершения Обществом инкриминируемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе: протоколом об административном правонарушении (т. 1 л.д. 36-41); актом плановой выездной проверки АО «Дальневосточная генерирующая компания» от 05.10.2021 (т.1 л.д. 174 -330, 206-208, 287-289); положением о структурном подразделении «Хабаровские тепловые сети» (т. 2 л.д. 17-23), свидетельством об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от 10.03.2022 № 5212481 (т. 2 л.д. 73) и иными доказательствами.

Вопреки доводам автора жалобы совокупность допустимых и достоверных доказательств является достаточной для вывода о совершении Обществом инкриминируемого административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении судьей районного суда выяснены обстоятельства совершения правонарушения, всесторонне и полно исследованы материалы дела, изложены и проанализированы положения природоохранного законодательства. В оспариваемом судебном акте приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о наличии в действии Общества состава инкриминируемого административного правонарушения.

Указание защитника о том, что согласно инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для СП «Хабаровские тепловые сети» в г. Хабаровске, проведенной в 2017 году, общее число источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу составило 38 единиц, не влечет отмену или изменение оспариваемых актов, поскольку общее число источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу по данным инвентаризации не соответствует количеству зарегистрированных в государственном реестре ОНВОС на указанном объекте.

Разрешая вопрос о возможности применения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ).

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 06.04.2022, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Изложенное свидетельствует о том, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении (24.12.2021) указанные изменения не были внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, основания для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, вынесения определения об объединении таких материалов и рассмотрения их в одном производстве с вынесением одного постановления отсутствовали.

Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Вместе с тем, заявителем жалобы не представлено доказательств, что на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения в Кировском районном суде имелись другие жалобы на постановления, принятые по фактам, отраженным в акте проверки от 05.10.2021.

Основания для объединения перечисленных в жалобе дел об административных правонарушениях в одно производство на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 24.12.2021 и решение судьи районного суда от 30.06.2021 также отсутствуют, поскольку иных жалоб на решения, вынесенные по жалобам на постановления, принятых по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, в производстве Хабаровского краевого суда не имеется.

Положения ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ, во взаимосвязи с требованиями ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, применению к обстоятельствам настоящего дела не подлежат в силу следующего.

Субъектами ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ являются как юридические, так и должностные лица, при этом, даже привлечение к административной ответственности виновных должностных лиц не исключает возможности одновременного привлечения к административной ответственности юридических лиц.

Вместе с тем доказательств принятия привлеченным к административной ответственности юридическим лицом всех зависящих от него мер, направленных на своевременное выполнение обязанности, предусмотренной ч. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение которой настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, отсутствие возможности для ее соблюдения, материалы дела не содержат. Ссылка в жалобе на свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от 10.03.2022 № 5212481 об отсутствии вины Общества не свидетельствует, поскольку сведения для актуализации сведений, содержащихся в государственном реестре, были представлены Обществом после выявления допущенных нарушений и привлечения Общества к административной ответственности.

В силу положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Такого свойства возможность у Общества имелась, но не была реализована им для целей соблюдения положений законодательства в области охраны окружающей среды.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Указание в установочной части решения о призвании Общества постановлением должностного лица виновным по ст.8.36 КоАП РФ является явной опечаткой, которая подлежит исправлению судьей районного суда в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.46 КоАП РФ и является обоснованным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 08-667/2021х от 24 декабря 2021 года и решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 30 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» оставить без изменения, а жалобу директора акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья