Судья г/с Серикова И.Г. Дело №21-90/2020 (21-891/19)
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 12 февраля 2019г.
Судья Кемеровского областного суда Загребельная Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.9.22 КоАП РФ, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» (далее – ООО «Водоснабжение»), ИНН <***>, находящегося по адресу: ул.2-я Рабочая, г. Белово, Кемеровская область,
по жалобе директора ООО «Водоснабжение» ФИО1 на постановление государственного инспектора Кузбасского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 от 25 сентября 2019г. и решение судьи Беловского городского суда от 29 ноября 2019г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №14-09-0450 госинспектора Кузбасского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 от 25.09.2019 ООО «Водоснабжение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.22 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Беловского городского суда от 29.11.2019 указанное постановление изменено, размер административного штрафа снижен до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе директор ООО «Водоснабжение» ФИО1 просит состоявшиеся по делу акты отменить, мотивируя тем, что при поступлении уведомления от 26.10.2018 о частичном ограничении электроэнергии 06.11.2018, ООО «Водоснабжение» выполнило все требования законодательства, а именно: 06.11.2018 в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» был направлен план мероприятий по обеспечению готовности к ведению полного ограничения режима потребления электроэнергии; заключен график реструктуризации задолженности и оплаты текущих платежей за потребленную электроэнергию, согласно которому ООО «Водоснабжение» предоставлена рассрочка оплаты задолженности за электроэнергию. В связи с чем, полагает, что Общество устранило основания, при наличии которых должно быть введено полное ограничение режима электроэнергии.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника Общества ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 №486-О).
Полагаю, что требования приведенных норм при рассмотрении жалобы директора ООО «Водоснабжение» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении судьей городского суда не выполнены.
Частью 3 статьи 9.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которое может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №442 от 04.05.2012 (далее – Правила №442).
Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях. В частности, ограничения вводятся в случае неисполнения или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электроэнергии (подпункт "б" пункта 2 Правил ограничения).
Как следует из материалов дела, между ПАО «Кузбассэнергосбыт» и ООО «Водоснабжение» 01.01.2006 заключен договор на отпуск и пользование электрической энергией №1700э.
ООО «Водоснабжение» осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения населенных пунктов и относится к категории потребителей, ограничение потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.
ООО «Водоснабжение» включено в перечень потребителей электрической энергии Кемеровской области, ограничение потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям. Перечень размещен на сайте Администрации Кемеровской области в сети «Интернет».
В соответствии с условиями вышеуказанного договора ПАО «Кузбассэнергосбыт» приняло на себя обязательство осуществлять поставку ООО «Водоснабжение» электрической энергии и мощности, а ООО «Водоснабжение» обязалось своевременно оплачивать принятую энергию и мощность в порядке и сроки, установленные договором электроснабжения. Учет отпущенной ООО «Водоснабжение» электрической энергии и мощности производится по показаниям приборов учета.
Как следует из постановления должностного лица, ООО «Водоснабжение» совершило нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные) 31.10.2018, 26.05.2019 и 06.01.2019. В связи с нарушением ООО «Водоснабжение» своих обязательств, выразившихся в неисполнении обязательств по оплате за электрическую энергию (мощности) по договору энергоснабжения №1700э от 01.01.2006 в адрес ООО «Водоснабжение» было направлено уведомление №80-22-29/9024 от 26.10.2018 о необходимости предоставления в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» плана мероприятий по обеспечению готовности к ведению полного ограничения режима потребления электроэнергии в течении 3-х дней со дня получения данного уведомления (не позднее 31.10.2018). В установленный срок, согласно п.16 (1) Правил ограничения №442 и уведомления о предстоящем введении ограничения режима потребления электрической энергии №80-22-29/9024 от 26.10.2018 потребителем ООО «Водоснабжение» в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» не предоставлен план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств полного ограничения режима потребления электрической энергии.
По состоянию на 26.10.2018 задолженность ООО «Водоснабжение» за потребленную электрическую энергию составляла 114 369 297, 57 рублей, что подтверждается реестром неоплаченных ООО «Водоснабжение» счетов за электроэнергию от 26.10.2018.
В сроки, указанные в уведомлении №80-22-29/9024 от 26.10.2018 потребитель ООО «Водоснабжение» не погасил задолженность по оплате за электрическую энергию по договору №1700э от 01.01.2006, что подтверждается реестрами неоплаченных ООО «Водоснабжение» счетов за электроэнергию от 06.11.2018 и 12.11.2018.
В связи с тем обстоятельством, что потребитель в указанный в уведомлении №80-22-29/9024 от 26.10.2018 срок не устранил обстоятельства, являющиеся основанием для ведения ограничения режима потребления:
-06.11.2018 потребителю введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони, о чем были составлены акты о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 06.11.2018 и 07.11.2018;
-12.11.2018 потребителю введено частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня аварийной брони, о чем были составлены акты о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 12.11.2018 и 15.11.2018.
06.11.2018 потребителем ООО «Водоснабжение» в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» был предоставлен план мероприятий по обеспечению готовности к ведению в отношении его энергопринимающих устройств полного ограничения режима потребления электрической энергии. Согласно предоставленного плана, срок завершения выполнения указанных мероприятий – 14.05.2019.
06.05.2019 в адрес ООО «Водоснабжение» со стороны ПАО «Кузбассэнергосбыт» было направлено письмо №80-22-13/3075 от 06.05.2019 о необходимости выполнения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии в срок до 14.05.2019, согласно предоставленного плана.
По состоянию на 14.05.2019 задолженность ООО «Водоснабжение» за отпущенную электрическую энергию составляла 106 015 273,23 рублей, что подтверждается реестром неоплаченных ООО «Водоснабжение» платежных требований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Водоснабжение» к административной ответственности по ч.3 ст.9.22 КоАП РФ, о чем должностным лицом вынесено соответствующее постановление.
Проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления, судья городского суда пришел к выводу о доказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление и согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях (бездействии) ООО «Водоснабжение» состава вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем, ни постановление должностного лица, ни судебное решение не содержит описания события выявленного должностным лицом контролирующего органа административного правонарушения, совершенного ООО «Водоснабжение», а именно даты и времени его совершения. В постановлении должностного лица не указано, какие именно нарушения были совершены Обществом 31.10.2018, 26.05.2019 и 06.01.2019, а также обстоятельства их совершения.
Вывод должностного лица о том, что датой совершения правонарушения является 31.10.2018, поскольку к указанному сроку ООО «Водоснабжение» в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» не был представлен план мероприятий по обеспечению готовности к ведению полного ограничения режима потребления электроэнергии нельзя признать верным, поскольку, согласно уведомлению №80-22-29/9024 от 26.10.2018 указанный план мероприятий должен был представлен в течение 3-х дней со дня введения частичного ограничения до уровня аварийной брони, а не со дня получения данного уведомления, что также было оставлено без внимания судьей городского суда.
Кроме того, судья городского суда не учел следующее.
Объективную сторону административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 9.22 КоАП РФ, образует невыполнение мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии, которые приведены в п. 16(1) Правил.
На основании пункта 16 Правил ограничения потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
Согласно пункту 16 (1) Правил N 442 потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):
- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; - в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;
- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети,
- в случае если в установленный данным пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 названных Правил.
После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Пунктом 7.1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ установлено, что в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.
Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Проверка выполнения потребителем электрической энергии указанных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
В смысле действующего в сфере спорных отношений правового регулирования в обязанности потребителя рассматриваемой категории входит как представление плана мероприятий, так и последующее их надлежащее осуществление. Оснований для иного толкования положений Закона №35-ФЗ и Правил №442 не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении при описании события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.22 КоАП РФ, должно содержать необходимую информацию, применительно к приведенным требованиям закона.
Как следует из материалов административного дела, 06.11.2018 ООО «Водоснабжение» была разработана Программа подготовки к ведению полного ограничения подачи электроэнергии по договору №1700, с указанием перечня планируемых мероприятий (л.д.132 административного материала).
Вместе с тем, судом не дано никакой оценки тому, какие именно мероприятия, обеспечивающие готовность потребителя к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии из указанных в Программе подготовки к ведению полного ограничения подачи электроэнергии по договору №1700, ООО «Водоснабжение» выполнены не были и в течение какого срока они должны были быть выполнены. Судом оставлено без внимания, что срок для проведения мероприятий ООО «Водоснабжение» установлен в течение 120 дней после ввода частичного ограничения, то есть начиная с 06.11.2018, а не до 14.05.2019, как указано в постановлении должностного лица.
Таким образом, в нарушение ст.ст. 26.2, 26.11, ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья городского суда не проверил дело в полном объеме, не установил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. В связи с чем, судебное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с существенными нарушениями процессуальных требований с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Беловского городского суда от 29 ноября 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.9.22 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе суда, жалобу – удовлетворить частично.
Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Е.В. Загребельная