Судья: Метелкин Е.В. Дело № 21-893/2021
Решение
«23» июня 2021 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Пегушин В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее – Департамент) ПЕВ. на решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края ФИО1,
установил:
постановлением № 20-050/ДЛ/8 от 21 декабря 2020 года заместителя руководителя Департамента ПЕВ должностное лицо – глава Темрюкского городского поселения Темрюкского района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере - 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ФИО1, по доверенности ЕОА обжаловал его в районный суд.
Обжалуемым решением от 18 февраля 2021 года судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края постановление заместителя руководителя Департамента отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено за малозначительностью совершенного правонарушения, с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель руководителя Департамента ПЕВ просит решение судьи районного суда отменить, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без полного исследования всех обстоятельств дела. Также просит восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование.
В возражениях на жалобу ФИО1 просит решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Департамента ПЕВ без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента, по доверенности ПРП поддержавшего доводы жалобы доводы ходатайства о восстановлении срока на обжалование; защитника главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района ФИО1, по доверенности ВТВ возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
В части срока обжалования решения судьи районного суда.
Согласно частям 1, 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что обжалуемое решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края принято – 18 февраля 2021 года
Копия мотивированного решения в окончательной форме получена Департаментом – 13 апреля 2021 года, что следует из текста жалобы и штампов входящей корреспонденции на сопроводительном письме (л.д. 187, 189). Других сведений о своевременном получении копии мотивированного решения судьи в окончательной форме, материалы дела не содержат.
Жалоба на решение судьи районного суда направлена почтовой корреспонденцией в районный суд – 20 апреля 2020 года (штамп на почтовом конверте), то есть в установленный законом десятидневный срок.
При таких обстоятельствах судья краевого суда полагает, что процессуальный срок обжалования не нарушен.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в состав Перечня государственных программ входит государственная программа Краснодарского края «Формирование современной городской среды» (далее также - программа, государственная программа), утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.08.2017 № 655, координатором которой является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее также - Министерство), в рамках которой осуществляется финансирование регионального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Подпунктом 1.1.1. приложения № 3 перечня основных мероприятий государственной программы предусмотрено предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края, возникающих при реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - мероприятие 1.1.1).
Приложением № 7 к государственной программе утверждены правила предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) (далее - Правила).
Субсидии из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края, направленных на реализацию мероприятий, на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) (пункт 1.2 Правил).
Исходя из положений раздела 5 Правил, определяющих условия предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета, их предоставление (расходование) осуществляется, в том числе, на основании соглашения, заключенного между Министерством и администрацией муниципального образования Краснодарского края, которое должно содержать следующие положения (пункт 5.4 раздела 5 Правил): сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета муниципального образования Краснодарского края, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также о достижении установленных значений показателей результативности предоставления субсидии; значения показателей результативности предоставления субсидии и обязательства муниципального образования Краснодарского края по их достижению, выражающиеся в количественном значении обустроенных городских парков; условие об обязательном предварительном согласовании с Министерством решений о расторжении (по соглашению сторон) муниципальных контрактов (договоров) в случае, если использование субсидий предполагается на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обеспечить завершение мероприятий по благоустройству парка в установленные сроки.
Таким образом, обязательства администрации по соблюдению условий соглашений о предоставлении субсидий, в том числе по соблюдению сроков и порядка представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета муниципального образования Краснодарского края, источником финансового обеспечения которых является субсидия, относятся к условиям предоставления (расходования) указанных межбюджетных трансфертов.
Мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения осуществлялось в рамках выполнения мероприятия 1.2.1.1 Перечня основных мероприятий муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды Темрюкского городского поселения Темрюкского района на 2018-2024 годы» утвержденной постановлением администрации ФИО2 от 23.10.2017 № 1377 (с последующими дополнениями и изменениями).
В рамках реализации мероприятия 1.1.1 государственной программы, на предмет предоставления субсидий из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств, связанных с благоустройством мест массового отдыха населения (городских парков), Темрюкскому городскому поселению доведены лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) уведомлениями о предоставлении субсидии от 08.04.2019 № <...> в размере <...> рублей и от 08.04.2019 № <...> в размере <...> рублей.
Министерством доведенные ЛБО уменьшены согласно уведомлениям от 23.10.2019 № <...> в размере <...> рублей и от 23.10.2019 <...> в размере <...> рублей.
Между Министерством и городским поселением заключено соглашение от 25.04.2019 № 03651101-1-2019-002 (с последующими дополнениями и изменениями) о предоставлении субсидии из краевого бюджета местному бюджету муниципальных образований Краснодарского края на организацию благоустройства территорий (далее - Соглашение).
Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Соглашением на финансовое обеспечение расходных обязательств, в рамках реализации мероприятий государственной программы составил <...> рублей, в том числе средства краевого бюджета <...> рублей, местного - <...> рублей. Дополнительным соглашением от 20.09.2019 № 03651101-1-2019-002/2 объем финансового обеспечения уменьшен и составил <...> рублей, в том числе средства краевого бюджета <...> рублей, местного - <...> рублей.
В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения городское поселение обеспечивает достижение значений показателей результативности использования субсидии, а также значения результата(ов) регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 и приложением № 5 настоящего соглашения (количество благоустроенных мест массового отдыха населения (городских парков) на 2019 год - 1 ед.).
Согласно пункту 4.3.6 Соглашения Темрюкское городское поселение обеспечивает представление в Министерство ежеквартальной и годовой отчетности в сроки, установленные соглашением, в том числе: о расходах бюджета городского поселения, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, по форме согласно приложению № 3 к Соглашению, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором была получена субсидия; о достижении значения(ий) результата(ов) регионального проекта по форме приложения № 4 к Соглашению, не позднее 10 января года, следующего за годом, в котором была получена субсидия.
Пунктом 4.3.11 Соглашения предусмотрено, что городское поселение обеспечивает обязательное предварительное согласование с Министерством решений о расторжении (по соглашению сторон) муниципальных контрактов (договоров) в случае, если использование субсидии предполагается на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Соглашение вступает в силу с даты его подписания и действует до 31.12.2024 года.
По предоставленным к проверке документам установлено, что отчет о расходах бюджета администрации Темрюкского городского поселения, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, за 3 квартал 2019 года представлен в Министерство с нарушением установленных Соглашением сроков (не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом), а именно - 08.10.2019 года.
Согласно пояснению главы Темрюкского городского поселения от 09.11.2020 №01-30/6685, в связи с большой загруженностью по подготовке проекта бюджета Темрюкского городского поселения Темрюкского района на 2020 год, отчетность за 3 квартал 2019 года была отправлена на электронный адрес Министерства - 08.10.2019 в нарушение установленных сроков.
Таким образом, администрацией Темрюкского городского поселения допущено нарушение пункта 4.3.6 Соглашения в части нарушения срока предоставления отчета о расходах бюджета городского поселения, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения 21 декабря 2020 года заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 постановления о привлечении должностного лица – ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанной нормы, нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Отменяя постановление о привлечении к административной ответственности ФИО1 и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу, что имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
С данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Материалами дела полностью подтверждается, что должностное лицо допустило нарушение - не обеспечило надлежащее соблюдение требований бюджетного законодательства.
При этом, довод судьи районного суда о том, что данное правонарушение является малозначительным является неправомерным.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица ФИО1 к исполнению своих правовых обязанностей, установленных законодательством.
Принимая во внимание вышеизложенное, судья краевого суда приходит к выводу, что несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов бюджетного законодательства, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
При таких обстоятельствах, решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 февраля 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
жалобу заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ПЕВ. на решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 февраля 2021 года – удовлетворить.
Решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 февраля 2021 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение тот же суд, в ином составе.
Судья
краевого суда Пегушин В.Г.