ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-898/19 от 23.10.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-898/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейтхалилова Хайсера Усмановича на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 16 сентября 2019 года по делу №12-91/2019, которым ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилов Х.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя прокурора Красногвардейского района Бойко Г.Ю. от 12.07.2019 года в отношении ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилова Х.У. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и в соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ направлено в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Постановлением государственного инспектора Республики Крым – главного специалиста отдела экологического надзора г. Джанкоя, Джанкойского и Красногвардейского районов управления экологического надзора Северо-Крымского региона Севицкого Т.И. № АЕ 106177-0052/ от 02.08.2019 года ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилов Х.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилов Х.У. Пискарев Д.А. подал на него жалобу в Красногвардейский районный суд Республики Крым.

Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 16.09.2019 года по делу № 12-91/2019 постановление государственного инспектора Республики Крым – главного специалиста отдела экологического надзора г. Джанкоя, Джанкойского и Красногвардейского районов управления экологического надзора Северо-Крымского региона Севицкого Т.И. № АЕ 106177-0052/ от 02.08.2019 года, вынесенное в отношении ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилова Х.У. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба представителя ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилова Х.У. Пискарева Д.А. оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 16 сентября 2019 года по делу №12-91/2019, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилов Х.У. подал жалобу, в которой просит постановление государственного инспектора Республики Крым – главного специалиста отдела экологического надзора г. Джанкоя, Джанкойского и Красногвардейского районов управления экологического надзора Северо-Крымского региона Севицкого Т.И. № АЕ 106177-0052/ от 02.08.2019 года и решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 16.09.2019 года по делу № 12-91/2019 отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании, которое состоялось 23.10.2019 года, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилов Х.У. настаивал на удовлетворении жалобы, указав, что для собственных нужд изготовил скважину глубиной 5 метров.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в частности, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами безлицензиина пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как следует из ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В силу ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Статьей 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1.3 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 «По применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами «к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных», зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 26.05.1994 N 583, не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Красногвардейского района Республики Крым проведена проверка на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенном в <адрес>, Республики Крым. В ходе проверки установлено, что ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилов Х.У. осуществляет деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции, а так же на вышеуказанном земельном участке пробурена скважина, из которой с начала июля 2019 года осуществлялся забор (добыча) подземных вод. Пользование недрами (добыча подземных вод) ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилов Х.У. осуществлял самовольно, без лицензии на пользование недрами, и иных разрешительных документов, учет добычи не ведется.

Выявленный факт использования ИП, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалиловым Х.У. недр в отсутствие лицензии послужил основанием для вынесения 02.08.2019 года государственным инспектором Республики Крым – главным специалистом отдела экологического надзора г. Джанкоя, Джанкойского и Красногвардейского районов управления экологического надзора Северо-Крымского региона Севицким Т.И. постановления № АЕ 106177-0052/ о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилова Х.У. и привлечения названного лица к административной ответственности.

Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым, оставляя постановление государственного инспектора Республики Крым – главным специалистом отдела экологического надзора г. Джанкоя, Джанкойского и Красногвардейского районов управления экологического надзора Северо-Крымского региона Севицкого Т.И. № АЕ 106177-0052/ от 02.08.2019 года без изменения, исходил из того, что в ходе проверки ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилова Х.У. на предмет исполнения требований в части пользования недрами, проведенной прокуратурой Красногвардейского района Республики Крым, установлено, что в период с начала июля 2019 года по 11 июля 2019 года осуществлялась добыча подземных вод из скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , на котором осуществляет деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилова Х.У., в отсутствие лицензии на право пользовании недрами, что является нарушением требований ст.11 Федерального закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах».

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Определением суда от 15.10.2019 года у Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым и Прокуратуры Красногвардейского района Республики Крым, были истребованы доказательства того, что ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилов Х.У. осуществляет добычу наземных вод не для собственных нужд, из водоносных горизонтов, являющихся источниками центрального водоснабжения, пояснения по вопросу вида водоносных горизонтов, из которых осуществляется добыча вод ИП, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалиловым Х.У.

Во исполнение определения суда от 15.10.2019 года от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поступил ответ, при изучении которого судом установлено, что в нем не содержатся сведения о том, что именно ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилов Х.У. осуществляет добычу наземных вод из водоносных горизонтов, являющихся источниками центрального водоснабжения.

После изучения полученной информации, материалов дела становится очевидным отсутствие безусловных доказательств того, что ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилов Х.У. осуществляет добычу подземных вод не из первого от поверхности водоносного горизонта, из водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения.

Изложенным обстоятельствам административным органом и судом первой инстанции надлежащая оценка не дана.

В связи с чем, по настоящему делу об административном правонарушении нельзя сделать безусловный вывод о наличии условий, при которых оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод является обязательным, являются преждевременными выводы о наличии в действиях ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилова Х.У. состава вменяемого ему административного правонарушения.

Положения ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Согласно частям 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Республики Крым – главным специалистом отдела экологического надзора г. Джанкоя, Джанкойского и Красногвардейского районов управления экологического надзора Северо-Крымского региона Севицкого Т.И. № АЕ 106177-0052/ от 02.08.2019 года и решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 16 сентября 2019 года по делу №12-91/2019 в отношении ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилова Х.У. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении названного лица подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Республики Крым – главным специалистом отдела экологического надзора г. Джанкоя, Джанкойского и Красногвардейского районов управления экологического надзора Северо-Крымского региона Севицкого Т.И. № АЕ 106177-0052/ от 02.08.2019 и решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 16 сентября 2019 года по делу №12-91/2019 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сейдхалилова Х.У. прекратить в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>