ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-899/20 от 22.09.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-899/2020

Р Е Ш Е Н И Е

22 сентября 2020 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 05 марта 2020 года № 12-8/2020 и постановление должностного лица от 31 января 2020 года,

у с т а н о в и л :

постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору по Нижнегорскому району ФИО3 от 31.01.2020 года индивидуальный предприниматель ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей

Данное постановление обжаловано в судебном порядке.

Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 05 марта 2020 года № 12-8/2020 постановление должностного лица от 31.01.2020 года оставлено без изменения, жалоба ФИО4 - без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, ФИО4 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда и постановление должностного лица отменить, заменить назначенное наказание на предупреждение.

Доводы жалобы мотивированы тем, что решение суда является незаконным, поскольку при его принятии были нарушены нормы процессуального права, ходатайство ФИО4 было оставлено судом без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения ФИО4, его защитника Новикова М.С., представителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по Нижнегорскому району ФИО3, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, и частями 3 - 8 ст. 20.4 КоАП РФ, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.4 КоАП РФ, отличаются повышенной общественной опасностью.

Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в нарушении или невыполнении субъектами административной ответственности требований пожарной безопасности.

Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «О требованиях пожарной безопасности», к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее ППР в РФ), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2009 года № 1052 утверждены Требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий (далее Требования), которые определяют противопожарный режим, обязательный для соблюдения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, в целях обеспечения пожарной безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Требования устанавливают правила поведения людей при хранении, реализации и использовании пиротехнических изделий бытового назначения I - III классов по степени потенциальной опасности (ГОСТР Р 51270-99), обращение с которыми не требует специальных знаний и навыков.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на что прямо указано в п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868.

Из материалов дела следует, что 30.12.2019 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4 по адресу: <адрес> на основании распоряжения начальника отделения надзорной деятельности по Нижнегорскому району управления надзорной деятельности ГУ МЧС России от 23.12.2019 года №353 и решения прокурора Нижнегорского района о согласовании проведения внеплановой выездной проверки №29 от 23.12.2019 года, должностными лицами отделения надзорной деятельности по Нижнегорскому району управления надзорной деятельности ГУ МЧС России выявлены следующие нарушения:

- к работе на объекте допущены лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума (п. 3 ППР в РФ);

- на объекте отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 2 ППР в РФ);

- в процессе реализации пиротехнической продукции витрины с образцами пиротехнических изделий бытового назначения в торговом помещении не исключают любые действия покупателей с изделиями, кроме визуального осмотра (п. 8 Требований);

- конструкция и размещение торгового (выставочного) оборудования на объектах торговли не исключают самостоятельный доступ покупателей к пиротехническим изделиям (п. 10 Требований).

Выявленные нарушения послужили основанием для составления главным государственным инспектором по пожарному надзору по Нижнегорскому району ФИО3 протокола об административном правонарушении от 21 января 2020 года № 17/2020/02, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО4

Постановлением этого же должностного лица от 31 января 2020 года за № 17/2020/03, ИП ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Вина ФИО4 в совершенном административном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № 17/2020/02 от 21 января 2020 года; актом проверки № 353 от 31 декабря 2019 года; фотоматериалами.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом и судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что ФИО4 необходимо заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение, является необоснованным.

Административное наказание в данном случае назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере пожарной безопасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

Доказательств, подтверждающих принятие ФИО4 всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Порядок привлечения ФИО4 к административной ответственности соблюден.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Учитывая, что жалоба ФИО1 на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 05 марта 2020 года № 12-8/2020 и постановление должностного лица от 05 марта 2020 года, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятых по делу актов, основания для их отмены отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу ФИО1 на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 05 марта 2020 года № 12-8/2020 и постановление должностного лица от 21 января 2020 года - оставить без удовлетворения.

Решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 05 марта 2020 года № 12-8/2020 и постановление должностного лица от 21 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>