Дело № 21-89/2016 судья Климова К.В.
Р Е Ш Е Н И Е
18 марта 2016 года город Тверь
Судья Тверского областного суда Титов С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ивановой Л.В. на решение судьи Московского районного суда г. Твери от 25 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр «Экспресс» (далее - ООО НПЦ «Экспресс»),
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № 590 от 30 октября 2015 года юридическое лицо – ООО НПЦ «Экспресс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180100 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Твери
от 25 января 2016 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник Общества Иванова Л.В. выражает несогласие с решением судьи. Утверждает, что доказательства, подтверждающие виновность юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения, в деле отсутствуют, однако судом дана неверная оценка данным обстоятельствам.
Суд не принял во внимание, что инвентаризация отходов производства была проведена в 2010 году, до создания ООО НПЦ «Экспресс». Обращает внимание, что по месту проведения проверки: <адрес>, осуществляют хозяйственную и производственную деятельность наряду с Обществом иные юридические лица, а осмотренные в ходе проверки помещения принадлежат ООО
Просит указанные выше постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № 590 от
30 октября 2015 года и решение судьи Московского районного суда г. Твери
от 25 января 2016 года отменить.
ООО НПЦ «Экспресс» и защитник Иванова Л.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении (л.д.146,147), в судебное заседание не явились, с ходатайством об отложении слушания дела не обратились. С учетом данных обстоятельств, руководствуясь требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассмотрено без их участия.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области О.Н., просившую судебное решение оставить без изменения, полагаю, что основания для удовлетворения жалобы заявителя отсутствуют.
На основании части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года
№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Стационарный источник – источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации
от 8 июля 2015 года № 1316-р. Согласно данному перечню веществами, загрязняющими атмосферный воздух, являются, в том числе, технические смеси сольвента и уайт-спирит.
В силу части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно требованиям статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и достоверно установлено судьей районного суда, на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о проведении плановой выездной проверки юридического лица
от 16 июля 2015 года № 114-П в отношении ООО НПЦ «Экспресс», осуществляющего свою деятельность на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, проведена плановая выездная проверка с целью установления соблюдения юридическим лицом обязательных требований, установленных Федеральными законами, нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Установлено, что основным видом деятельности предприятия является разработка и изготовление систем жизнеобеспечения для пассажирских вагонов.
В ходе указанной проверки обнаружены стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – окрасочные камеры, расположенные в покрасочном участке цеха по производству металлоконструкций. Выброс загрязняющих веществ осуществляется через систему вентиляции окрасочных камер.
15 сентября 2015 года специалистом аккредитованной испытательной аналитической лаборатории филиала ЦЛАТИ по Тверской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» на источнике выбросов в атмосферу загрязняющих веществ – покрасочный участок (труба) произведены отборы проб.
Согласно произведенным 17 сентября 2015 года испытаниям отобранных проб были зафиксированы выбросы веществ загрязняющих атмосферный воздух: сольвента – 3,47518 мг/м3, 0,0102170 г/с и уайт-спирита – 1,95035 мг/м3, 0,0057340 г/с.
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которым установлены нормативы предельно допустимых выбросов, у ООО НПЦ «Экспресс» отсутствует.
Таким образом, по результатам проверки установлено, что в нарушение части 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды», части 1 статьи 14 Федерального закона
от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
ООО НПЦ «Экспресс», при отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ: сольвента и уайт-спирита.
Как следствие выявленных нарушений 13 октября 2015 года уполномоченным должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в отношении ООО НПЦ «Экспресс» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 30 октября 2015 года вынесено постановление № 590 о признании юридического лица виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела в полном объеме подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: актом проверки с приложенной фототаблицей (л.д. 39-55); протоколом испытаний
№ 333-ПВ/ЦВ от 17 сентября 2015 года (л.д. 62-63); протоколом об административном правонарушении № 590 от 13 октября 2015 года, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором отражена объективная сторона вменяемого состава административного правонарушения
(л.д. 84-86); объяснениями А.С. от 29 сентября 2015 года
(л.д. 56-57) и другими материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела по существу. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, как и противоречий в представленных доказательствах не установлено.
Все представленные по делу доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела органом административной юрисдикции в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащие выяснению по данному делу.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения, соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, равно как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению требований законодательства, не установлено.
При таких обстоятельствах вывод о виновности ООО НПЦ «Экспресс»
в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и сомнений не вызывает. Действия юридического лица квалифицированы правильно в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Московского районного суда
г. Твери в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело проверено в полном объеме, всем доводам жалобы дана надлежащая оценка.
Довод настоящей жалобы защитника об осуществлении по адресу:
<адрес> производственной деятельности иными юридическими лицами не ставит под сомнение законность принятых по делу решений.
Согласно акту № 114-П от 29 сентября 2015 года при проведении проверки в отношении ООО НПЦ «Экспресс» присутствовали: генеральный директор М.М. и начальник производства А.С. Последний при ознакомлении с данным актом и получении его копии каких-либо замечаний относительно указанных в акте объектов проверки не высказал. Опрошенная в судебном заседании Тверского областного суда должностное лицо, проводившее проверку – О.Н., пояснила, что осмотр производился ею при непосредственном сопровождении указанных выше руководителей, которые указывали на производственные объекты (помещения) Общества.
Довод относительно принадлежности проверяемых нежилых помещений ООО не может быть принят во внимание, поскольку согласно договору аренды нежилых помещений от
31 декабря 2010 года и дополнительного соглашения от 17 марта 2015 года указанные помещения переданы для осуществления производственной деятельности ООО НПЦ «Экспресс».
Иные доводы жалобы не свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО НПЦ «Экспресс» к административной ответственности соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основано на материалах дела. Вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размера 180100 рублей назначено юридическому лицу в пределах санкции части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы должностного лица об отсутствии оснований для признания совершенного ООО НПЦ «Экспресс» правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подробно мотивированы. Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
С учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствий, связанных с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, отсутствием объективных сведений об имущественном и финансовом положении юридического лица, оснований для снижения назначенного административного наказания по основаниям, предусмотренным частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении постановления и его пересмотре в районном суде, влекущих отмену принятых решений, по делу не установлено. Нормы материального права применены правильно.
Таким образом, постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № 590 от 30 октября 2015 года и решение судьи Московского районного суда г. Твери
от 25 января 2016 года являются законными и обоснованными, оснований для их отмены, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № 590 от 30 октября 2015 года и решение судьи Московского районного суда г. Твери от 25 января 2016 года, вынесенные в отношении ООО НПЦ «Экспресс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, оставить без изменения, жалобу защитника Общества – Ивановой Л.В. – без удовлетворения.
Судья С.Е.Титов