Председательствующий по делу Дело № 7-21-90/2016
судья Лытнева Ж.Н.
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Забайкальского краевого суда Карабельский А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 14 марта 2016 года жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Читы от 25 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги»,
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае №8ПП/2015-1/260/236/3/21 от 3 ноября 2015 года ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Читы от 25 января 2016 года вышеназванное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением, представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 обратилась с жалобой, в которой просит решение судьи отменить, принять по делу новое решение, которым производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителя ООО «Российские железные дороги» ФИО1, прихожу к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения от 04.09.2015 № 8-ПП/2015/1/260/236/3/1 Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае, в период с 29.09.2015 по 02.10.2015 проведена плановая выездная проверка Путевой машинной станции № 316- структурного подразделения Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин – структурного подразделения Забайкальской железной дороги инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
В ходе проверки было установлено, что в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ и п. 4.8 ГОСТа ЕН 397-2012 в указанном выше ПМС № 316, расположенном по адресу: <...>, обнаружены две каски без подбородочных ремней.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении № 8-ПП/2015-1/260/236/3/17 от 28.10.2015 государственным инспектором труда в отношении ОАО «РЖД».
Постановлением государственного инспектора труда в Забайкальском крае ФИО2 ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Судьей Железнодорожного районного суда г. Читы было установлено, что государственным инспектором были выявлены нарушения требований Трудового кодекса РФ, выразившиеся в отсутствии на двух защитных касках подбородочных ремней, чем нарушены требования ст. 212 ТК РФ и п. 4.8 ГОСТа ЕН 397-2012.
При этом отвергая доводы представителя ОАО «РЖД» о нарушении контролирующим органом порядка организации и проведения плановой проверки, суд отметил, что проверяемая ПМС входит в структуру ОАО «РЖД» поэтому считается включенной в план проверки.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты нельзя признать законными.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц).
Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона о защите прав юридических лиц проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3 статьи 9 Федерального закона о защите прав юридических лиц).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 14 Федерального закона о защите прав юридических лиц в распоряжении о проведении проверки указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности.
Учитывая, что ОАО «РЖД» имеет значительное количество филиалов, которые в свою очередь имеют структурные подразделения, указание мест их нахождения с учетом положений пункта 3 части 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ является обязательным.
Как следует из материалов дела, в сводном плане субъектов предпринимательства на 2015 год утверждена проверка соблюдения трудового законодательства в Забайкальской дирекции инфраструктуры – структурном подразделении Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», расположенном по адресу: <...>.
Из протокола по делу об административном правонарушении от 28.10. 2015, а также из постановления по делу об административном правонарушении от 03. 11. 2015 следует, что фактическим местом выявленного правонарушения является ПМС № 316, расположенная по адресу: <...>.
В представленных материалах дела отсутствует распоряжение на проведение проверки в отношении Путевой машинной станции № 316 – структурного подразделения дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин- структурном подразделении Забайкальской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (Чита, Авиационная, 40), а также в отношении дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин – структурном подразделении Забайкальской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (Чита, Газимурская, 13).
Таким образом, в нарушение пункта 3 части 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ, контролирующим органом проведена проверка структурного подразделения ОАО «РЖД» без соответствующего на то распоряжения.
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в силу пункта 4 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением процедуры проведения проверки и не позволяет использовать результаты такой проверки в качестве доказательства нарушения обязательных требований.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае №8ПП/2015-1/260/236/3/21 от 3 ноября 2015 года и решением судьи Железнодорожного районного суда г. Читы от 25 января 2016 года вынесенные в отношении ОАО «РЖД» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административных правонарушениях подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ОАО «РЖД» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Забайкальском крае №8ПП/2015-1/260/236/3/21 от 3 ноября 2015 года и решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 25 января 2016 вынесенные в отношении ОАО «РЖД» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст.30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья Забайкальского краевого суда А.А. Карабельский