ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 21-90/2022
г. Уфа 24 января 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия Совхоз «Рощинский» Республики Башкортостан ФИО1 на решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 года, которым
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан ФИО4№...-О/МР от 03 августа 2021 года о привлечении Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия Совхоз «Рощинский» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба директора Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия Совхоз «Рощинский» ФИО1 - без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан ФИО4№...-О/МР от 03 августа 2021 года Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие Совхоз «Рощинский» (далее - ГУСП Совхоз «Рощинский» Республики Башкортостан, предприятие) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан по жалобе директора ГУСП Совхоз «Рощинский» Республики Башкортостан ФИО1 принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан ФИО4№...-О/МР от 03 августа 2021 года и решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 года, директор ГУСП Совхоз «Рощинский» Республики Башкортостан ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит принятые по делу решения отменить, признать совершенное правонарушение малозначительным либо снизить назначенное наказание применив ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ГУСП Совхоз «Рощинский» Республики Башкортостан ФИО2 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Южно-Уральского Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Скотников КВ. в судебном заседании доводы жалобы считал необоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса.
По смыслу ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Из положений ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно постановления Правительства РФ от 28 декабря 2020 года № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» установлены следующие требования по обращению с отработанными ртутными лампами: потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Специалистами Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора на основании приказов исполняющего обязанности руководителя Южно-Уральскою межрегионального управления Росприроднадзора ФИО7 проведении проверки №... от 31 марта 2021 года, о внесении изменений в приказ №... от 16 апреля 2021 года в период с 05 апреля 2021 года по 30 апреля 2021 года проведена плановая выездная проверка ГУСП Совхоз «Рощинский» Республики Башкортостан, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.
В рамках указанной проверки 13 апреля 2021 года проведен осмотр производственной площадки ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ, расположенного по адресу: адрес, у окраины адрес.
ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ к осмотру представлен общий склад с деревянным ящиком, для временного накопления отработанных ртутных ламп, люминесцентные ламп, утративших потребительские свойства (код отхода по ФККО 47110101521). При этом установлено, что накопление отработанных ртутных и люминесцентные ламп, утративших потребительские свойства, осуществляется без индивидуальных и транспортных упаковок, обеспечивающих сохранность ламп, так же отсутствует демеркуризационный набор.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт нарушения и виновность ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ в его совершении подтверждается следующими доказательствами: приказом о проведении проверки №... от 31 марта 2021 года; актом проверки №...-П от 30 апреля 2021 года; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, транспортных средств, установок и оборудования от 13 апреля 2021 года №...-П/МР; протоколом об административном правонарушении №...-О/МР от 30 июня 2021 года, которые находятся в материалах дела в качестве отдельного приложения, другими документами, имеющимися в материалах дела.
При рассмотрении дела судьей городского суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ в его совершении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ состава вмененного административного правонарушения.
Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств по делу на выводы о наличии в действиях ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, не влияют, отмену постановленных в отношении предприятия актов не влекут.
Содержащееся в жалобе утверждение о малозначительности совершенного административного правонарушения является несостоятельным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Совершенное ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ административное правонарушение создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде в результате несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в связи с чем оснований для признания его малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
При назначении ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ наказания в виде штрафа, административный орган, основываясь на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к учреждению, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность, пришел к правильному выводу о возможности применения такой меры наказания в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Учитывая факт совершения ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, объектом которого являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, оказывающими негативное воздействие на качество окружающей среды, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для снижения размера административного штрафа.
Административное наказание ГУСП Совхоз «Рощинский» РБ назначено должностным лицом в пределах санкциич.1 ст. 8.2 КоАП РФ,
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей городского суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан ФИО4№...-О/МР от 03 августа 2021 года и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 года по делу об административном нарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия Совхоз «Рощинский» Республики Башкортостан, оставить без изменения, жалобу директора Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия Совхоз «Рощинский» Республики Башкортостан ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г. Б. Соболева
справка: судья Должикова О.А.