ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-90/2022 от 28.02.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья г/с Гонтарева Н.А. Дело № 21-90/2022

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 28 февраля 2022 года

Судья Кемеровского областного суда Рюмина О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Совместное предприятие «Барзасское товарищество» (далее ООО СП «Барзасское товарищество»)

по жалобе государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Ивановой Е.В. на решение судьи Березовского городского суда Кемеровской области от 21 декабря 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № АВТ-895/5 от 14.10.2021 ООО СП «Барзасское товарищество» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Березовского городского суда Кемеровской области от 21.12.2021 вынесенное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Кемеровский областной суд, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Иванова Е.В. просит отменить решение судьи, как вынесенное с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения защитников ООО СП «Барзасское товарищество» Кадошникова С.Ф. и Сапожниковой М.С., просивших оставить решение судьи без изменения, а жалобу без удовлетворения, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что основанием привлечения ООО СП «Барзасское товарищество» к административной ответственности послужили изложенные в постановлении выводы должностного лица о том, что 06.09.2021 в 14 часов 30 минут в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО СП «Барзасское товарищество» установлено нарушение Обществом требований природоохранного законодательства, выразившееся в

- отсутствии заключения федерального государственного экологического надзора на объект капитального строительства - «Строительство флото-фильтровального, сушильно-топочного отделений и склада концентрата на технологическом комплексе погрузки угля разреза «Барзасский» ООО СП «Барзасское товарищество» на станции «Барзассакая»;

- отсутствии заключения федерального государственного экологического надзора на объект капитального строительства - «Блочно-модульная котельная для теплоснабжения и горячего водоснабжения объектов, расположенных на промышленной площадке ООО СП «Барзасское товарищество»;

- отсутствии заключения федерального государственного экологического надзора на объект капитального строительства - «Строительство обогатительной фабрики «Барзасская» с реконструкцией технологического комплекса погрузки угля на станции «Барзасская» ООО СП «Барзасское товарищество»;

- отсутствии заключения федерального государственного экологического надзора на объект капитального строительства «Горно-транспортная часть проектной документации отработки запасов участка «Гусинский Южный» на участке недр «Поле шахты Глушинская» ООО СП «Барзасское товарищество», о чем государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Ивановой Е.В. 14.10.2021 вынесено постановление № АВТ-895/5.

Проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления, судья городского суда пришёл к выводу об отсутствии в действиях ООО СП «Барзасское товарищество» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, ввиду того, что заключения и разрешения на вышеуказанные объекты получены ООО СП «Барзасское товарищество» до 01.07.2021, т.е. в период действия норм об осуществлении государственного экологического надзора в рамках государственного строительного надзора, который осуществлял Ростехнадзор, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 8 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в редакции, действовавшей до 01.07.2021), в связи с чем нарушений норм ч.7 ст. 54, п.9 ч.3 ст. 55 ГрК РФ юридическим лицом допущено не было, и на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратил производство по делу.

Указанные выводы суда являются законными и обоснованными, оснований не согласиться с ними не имеется.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, выражается в действиях или бездействии, состоящих в том числе в несоблюдении экологических требований при эксплуатации сооружений, иных объектов капитального строительства.

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, все объекты капитального строительства построены и введены Обществом в эксплуатацию до 01.07.2021.

Так, в отношении флото-фильтровального, сушильно-топочного отделений и склада концентрата получено заключение Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям нормативных актов и проектной документации от 31.03.2020 № РП-340-1174-о; в отношении обогатительной фабрики «Барзасская» с реконструкцией технологического комплекса погрузки угля на станции «Барзасская» получено заключение Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям нормативных актов и проектной документации от 01.06.2020 № РП-340-1430-о; в отношении объекта «Горно-транспортная часть проектной документации отработки запасов участка «Гусинский Южный» на участке недр «Поле шахты Глушинская» ООО СП «Барзасское товарищество» получено заключение Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям нормативных актов и проектной документации от 13.09.2019 № 01-25-06/1252; в отношении Блочно-модульной котельной для теплоснабжения и горячего водоснабжения получено заключение Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям нормативных актов и проектной документации от 02.10.2020 № 312/04-ОС (заключение в отношении Блочно-модульной котельной выдано органом регионального строительного надзора в силу п. 8, 11 ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ)).

В соответствии с ч. 7 ст. 54 ГрК РФ не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Таким образом, в отношении спорных объектов при строительстве должен был осуществляться как строительный, так и экологический надзор.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатация приведен в ч.3 указанной статьи.

В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент ввода объектов в эксплуатацию) для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе следующие документы:

- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с ч. 1 ст. 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с ч. 1.3 ст. 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации);

- заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 54 настоящего Кодекса.

Таким образом, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 54 ГрК РФ в отношении спорных объектов должен был быть осуществлен экологический надзор, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нормами действующего законодательства на момент ввода объекта в эксплуатацию было предусмотрено предоставление заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Данное заключение предоставляется исключительно в целях ввода построенного объекта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 8 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, действовавшей на момент ввода объектов в эксплуатацию) в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Пунктом 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).

Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.

Исходя из приведенных нормативных положений, на момент ввода объектов в эксплуатацию государственный экологический надзор в отношении объектов осуществлялся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, в данном случае Сибирским Управлением Ростехнадзора.

В отношении спорных объектов строительный и экологический надзор осуществлен уполномоченным на тот момент органом – Сибирским Управлением Ростехнадзора, вышеуказанные объекты введены в эксплуатацию соответствующим разрешением и эксплуатируются Обществом.

При этом, разрешения на ввод в эксплуатацию, в установленном порядке не оспорены.

Таким образом, доводы жалобы должностного лица не являются основанием к отмене обжалуемого судебного акта и по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств, данной судьей городского суда в решении по делу.

При этом, несогласие должностного лица с данной судом оценкой обстоятельств дела, само по себе не свидетельствует об ошибочности выводов судьи и незаконности вынесенного решения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Указанные выше обстоятельства свидетельствует о том, что вывод о наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ в действиях (бездействии) ООО СП «Барзасское товарищество», является необоснованным, в связи с чем, постановление должностного лица обоснованно отменено, а производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах состоявшееся судебное решение сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Березовского городского суда Кемеровской области от 21 декабря 2021 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Ивановой Е.В. - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья О.С. Рюмина