ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-910/19 от 09.10.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело рассмотрела

судья Зыкова М.В.

Дело № 21-910/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Хабаровск 09 октября 2019 года

Судья Хабаровского краевого суда Куратов А.А.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель г.Комсомольска-на-Амуре Комсомольского, Солнечного, Амурского районов и района им. Полины Осипенко Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 22 апреля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 26 августа 2019 года в отношении

ФИО1, <данные изъяты>,

привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

22 апреля 2019 года главным государственным инспектором по использованию и охране земель г. Комсомольска-на-Амуре Комсомольского, Солнечного, Амурского районов и района им. Полины Осипенко Управления Росреестра по Хабаровскому краю ФИО2 (далее – главный государственный инспектор) вынесено постановление о привлечении ФИО1 к ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.

Указанным постановлением ФИО1 признана виновной в использовании по состоянию на 06 марта 2019 г. земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для содержания сельскохозяйственных животных, то есть не по целевому назначению земельного участка, расположенного в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-4 городского округа «Город Комсомольска-на-Амуре») с разрешенным видом использования «эксплуатация жилого дома».

За совершенное правонарушение ФИО1 назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 26 августа 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

ФИО1 обратилась в краевой суд с жалобой, в которой указала, что на вышеуказанном земельном участке, находящимся в её собственности, расположен индивидуальный жилой дом. На данном земельном участке она с 2010 года содержит сельскохозяйственных животных. Заявляет, что старой редакцией Правил землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» допускалось содержание сельскохозяйственных животных на данном земельном участке при ведении личного подсобного хозяйства. Считает, что по делу подлежат применению нормы, установленные классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 N 540. Просит состоявшиеся акты отменить в связи с отсутствием в её деянии состава правонарушения.

В представленных письменных возражениях главный государственный инспектор ФИО2 просит в удовлетворении жалобы отказать.

Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие ФИО1, её защитника Андрианова В.А., главного государственного инспектора ФИО2

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.

Согласно абз. 1, 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Исходя из положений частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 06 марта 2019 г. земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель населённых пунктов. Вид разрешенного использования: эксплуатация жилого дома. Собственником земельного участка является ФИО1

Из материалов дела следует, что в Управление архитекторы и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре поступило обращение ФИО3 о нарушении владельцем вышеуказанного земельного участка санитарных норм при содержании крупнорогатого скота.

По факту данного обращения должностными лицами Управления архитекторы и градостроительства администрации г. Комсомольска-на-Амуре на основании приказа начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации от 04 февраля 2019 года № 30 проведена внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства.

Из акта проверки от 06 марта 2019 г. № 27, с приложенной фототаблицей, следует, что вышеуказанный земельный участок находится в зоне жилой застройки Ж-4. На земельном участке размещён двухэтажный жилой дом, хозяйственные постройки, навесы, теплицы. При осмотре хозяйственного сооружения установлено, что ФИО1 использует земельный участок для содержания сельскохозяйственных животных.

Факт использования ФИО1 земельного участка не по целевому назначению подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получили правильную правовую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Довод автора жалобы о том, что земельный участок на основании Правил землепользования входит в территориальную зону индивидуальной жилой застройки, в которой допускается, либо допускалось содержание сельскохозяйственных животных, основан на неверном толковании норм права.

На основании Правил землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденных решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 года №72 (далее по тексту - Правила землепользования), зона индивидуальной жилой застройки, по месту расположения спорного участка, имеет кодовое обозначение Ж-4.

Правилами землепользования в редакции решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 23 января 2019 г. № 14, действовавшей на дату совершения правонарушения, а также в первоначальной редакции решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 г. N 72 содержание сельскохозяйственных животных в зоне индивидуальной жилой застройки Ж-4 не было предусмотрено.

Материалы дела не содержат сведений о том, что изменялись наименование территориальной зоны земельного участка, либо вид разрешенного использования земельного участка. Сведений о предоставлении разрешения на использование спорного земельного участка для цели ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), либо для цели осуществления деятельности, связанной с разведением сельскохозяйственных животных, не имеется.

Таким образом, фактически земельный участок используется ФИО1 не в соответствии с документально учтенным видом разрешенного использования, что влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Вместе с тем судья краевого суда приходит к выводу, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из анализа нормативно-правовых актов, а также из письменных пояснений главного государственного инспектора ФИО2 Правила землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» не включают в себя такой вид разрешенного использования земельных участков как «для ведения личного подсобного хозяйства».

При этом ФИО4 и.о. начальника отдела по осуществлению муниципального земельного контроля Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Хабаровска выдано предписание от 06 марта 2019 г. № 22 об устранении допущенного нарушения земельного законодательства. Согласно данному предписанию ФИО4 необходимо оформить в установленном законодательством РФ порядке права на занимаемый и используемый земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, либо прекратить использовать его не в соответствии с видом разрешенного использования.

Проанализировав законодательство, регулирующее целевое использование земельных участков городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», судья краевого суда принимает во внимание имеющуюся правовую неопределённость возможности отнесения спорного земельного участка к виду разрешенного использования, предусматривающего ведение личного подсобного хозяйства.

При этом суд принимает во внимание, что в Российской Федерации разрешено ведение личного подсобного хозяйства, в том числе в границах населенного пункта. Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 07 июля 2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Положениями, предусмотренными п. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 07 июля 2003 N 112-ФЗ определено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 N 540, вид разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» предусматривает размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» указанный земельный участок находится в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки Ж-4. Данная зона предназначена для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений).

Вместе с тем, как указывалось выше, Правила землепользования не предусматривают вид разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства», в то время как такой вид разрешенного использования предусмотрен классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 N 540.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент выявления административного правонарушения орган местного самоуправления городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в силу ч. 12 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 N 171-ФЗ не привёл Правила землепользования в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными вышеуказанным классификатором (срок установлен до 1 января 2020 года).

Вышеизложенное обстоятельство принимается судом во внимание. С учетом оценки всех обстоятельств по делу, суд убедился в отсутствии негативных последствий допущенного нарушения. При этом суд оценивает конкретные обстоятельства противоправного деяния, совершенного в условиях правовой неопределённости отнесения спорного земельного участка к виду разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», предусматривающего содержание сельскохозяйственных животных. Удостоверившись, что деяние ФИО4 не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, суд полагает необходимым с учетом положений ст.ст. 2.9, п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ состоявшиеся решения отменить, производство по делу прекратить. Освободить ФИО4 от ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничится устным замечанием.

Устное замечание как мера порицания за совершенное правонарушение будет достаточной для достижения задач законодательства об административной ответственности, указанных в ст.1.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Комсомольска-на-Амуре Комсомольского, Солнечного, Амурского районов и района им. Полины Осипенко Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 22 апреля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 26 августа 2019 года в отношении ФИО1, привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Судья Хабаровского краевого суда А.А. Куратов