ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-912/2015 от 20.08.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Инкина О.А. дело № 21-912/2015

РЕШЕНИЕ

г.Самара 20 августа 2015 года

Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Жилищно-коммунальные системы» ФИО4 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 28 мая 2015 года, которым обставлено без изменения постановление заместителя начальника ОНД г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные системы» к административной ответственности по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника ОНД г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные системы» (далее ООО «ЖКС» или Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административному наказанию в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 28 мая 2015 года вышеуказанное постановление административного органа оставлено без изменения.

В жалобе представитель ООО «ЖКС» по доверенности ФИО4, не согласившись с данным решением, обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения Общества к административной ответственности, а также несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. В обоснование совей жалобы указала, что дом введен в эксплуатацию в 1970 году, т.е. до введения в действие СНиП 21-01-97* и следовательно указанные правила на них не распространяются, кроме того, пояснила, что ООО «ЖКС» не является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку осуществляет содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, а те нарушения, которые вменены в постановлении, относятся к реконструкции и капитальному ремонту, что не входит в деятельность ООО «ЖКС». Полагает, что при производстве по делу допущены грубые процессуальные нарушения, в связи с чем, просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение суда отменить.

Проверив представленные материалы с учетом доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ влечет административную ответственность на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с ч. 1 ст. 151 названного Федерального закона со дня вступления в силу этого Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Из представленных материалов дела следует, что на основании распоряжения главного государственного инспектора т.о. Самара по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности го. Самара ФИО5от 30.10.2014г. была проведена внеплановая проверка в отношении ООО «ЖКС» по адресу: <адрес>.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения, предусмотренные ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Из протокола от 13.01.2015г. об административном правонарушении следует, что государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору - дознавателем отдела надзорной деятельности г.о. Самара ФИО6 в присутствии представителя ООО «ЖКС» было установлено, что 05.12.2014г. в 11.00 час. по адресу: <адрес>, ООО «ЖКС» нарушило требования ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», а именно: выход на чердак здания выполнен не через противопожарные люки 2-го типа, сертифицированные в области пожарной безопасности, дверь электрощитовой, расположенной в подвале, не выполнена с нормируемым пределом огнестойкости, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, не прошли обучение пожарно-техническому минимуму, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Из протокола от 13.01.2015г. об административном правонарушении следует, что государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору - дознавателем отдела надзорной деятельности г.о. Самара ФИО6 в присутствии представителя ООО «ЖКС» было установлено, что 05.12.2014г. в 11.00 час. по адресу: <адрес>, ООО «ЖКС» нарушило требования ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», а именно: в коридорах на путях эвакуации допущено размещение оборудования (батареи отопления), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2 м (на лестничных клетках подъезда), выход из подвала не обособлен от лестничной клетки, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ.

Указанные протоколы составлены уполномоченным на то должностным лицом, в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, оснований не доверять установленным в нем фактам, у суда не имеется.

11.02.2015г. заместителем начальника ОНД г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> - заместителем главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору ФИО3 вынесено постановление о привлечении ООО «ЖКС» к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Данное постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах его компетенции, в установленные Законом сроки, соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

Виновность ООО «ЖКС» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1, 4 ст.20.4 КоАП РФ подтверждается: рапортом заместителя начальника ОНД (по Октябрьскому району) ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ года, распоряжением главного государственного инспектора г.о.Самара по пожарному надзору- начальника ОНД г.о.Самара ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ года, предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколами об административном правонарушении N 44,45 от 13.01.2015 года составленными в присутствии представителя Общества ФИО8. постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.

Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ООО «ЖКС» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 4 ст.20.4 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения ООО «ЖКС» своих предусмотренных законом обязанностей. Таким образом, виновное совершение административных правонарушения, предусмотренных ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалами дела подтверждено.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные нарушения требований пожарной безопасности могут препятствовать своевременной и безопасной эвакуации людей. Нарушения требований пожарной безопасности допущены в здании с постоянным пребыванием людей.

Доводы ФИО4 о неверной оценке доказательств по делу являются несостоятельными с учетом вышеизложенных обстоятельств и не влекут отмену постановления судьи Октябрьского районного суда. Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Другие доводы, приведенные в жалобе представителя ООО «ЖКС», в том числе и о том, что Общество не является субъектом административного правонарушения, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и нашли свое правильное разрешение при вынесении судом решения. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалобы не содержит.

Доводы жалобы ФИО4 о том, что в действиях Общества отсутствуют событие и вина в совершении вмененного административного правонарушения, являются необоснованными, поскольку выявленные в помещениях ООО «ЖКС» нарушения влияют на возможность возникновения пожара, время его обнаружения и дальнейшего распространения, а также возможность проведения спасательных работ и потому создают потенциальную угрозу жизни и здоровью находящихся в нем людей.

Доводы жалобы заявителя о том, что многоквартирный дом по <адрес> сдан в эксплуатацию в 1970 году, то есть до введения «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГФЗ и СНиПа 21-01-97, СниПа 2.04.05-91), и поэтому требования новых нормативных документов не должны на них распространяться, основаны на неправильном толковании норм права.

Административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ, назначено Обществу в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено.

Порядок и срок давности привлечения ООО «ЖКС» к административной ответственности не нарушены.

Вопреки доводам жалобы, оснований для прекращения производства по делу не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.306- 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника ОНД г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные системы» к административной ответственности по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ и решение Октябрьского районного суда г.Самары от 28 мая 2015 года оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «ЖКС» ФИО4 - без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда П.А. Тукмаков