ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-915/2016 от 15.02.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Федороенко О.В. Дело № 21-915/2016

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2017 года г. Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Бакланов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени «В.М. Мозырского» Вейда И. В. на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ и постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени «В.М. Мозырского» Вейда И. В.,

установил:

постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени «В.М. Мозырского» (далее – ООО «ПО «Железобетон») Вейда И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения по ч.4 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Вейда И.В. обратилась в городской суд с жалобой, требуя его отменить, поскольку муниципальный контракт *** от ДД.ММ.ГГ нельзя признать договором поставки и на него распространяются положения действующего законодательства, позволяющие изменять условия контракта.

Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Вейда И.В. - без удовлетворения

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Вейда И.В. просит отменить постановление о назначении административного наказания и решение судьи, приведя те же мотивы, что и пересмотре постановления в городском суде.

В судебном заседании защитник Овчаренко В.В. доводы жалобы поддержал; иные лица, участвующие в производстве по делу, не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, жалоба рассматривается в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника, а также заключение прокурора Шелудько И.Э., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу актов.

В соответствии с ч.4 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу положений ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Признавая генерального директора ООО «ПО «Железобетон» Вейда И.В. виновной в совершении административного правонарушения, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, и судья городского суда исходили из отсутствия оснований для продления срока исполнения Контракта и обстоятельств, при наличии которых допускается изменение существенных условий муниципальных контрактов.

При этом должным образом не учтены следующие обстоятельства.

Согласно ст.59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года N 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - аукционный перечень).

В аукционный перечень включены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включенные в группировку 45 "Работы строительные" (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения электронного аукциона ***/АЭФ, ДД.ММ.ГГ между МКУ «Управление капитального строительства Администрации г.Бийска» (Заказчик) и ООО «ПО «Железобетон» заключен муниципальный контракт *** (Застройщик, Исполнитель).

Согласно п.1.1 муниципального контракта №16 от 25 ноября 2014 года (далее- Контракт) его предметом является приобретение у застройщиков жилых помещений для предоставления переселяемым гражданам из аварийного жилищного фонда города Бийска, в целях реализации краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы». При этом Застройщик обязуется в предусмотренный настоящим Контрактом срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, стр. ***, и передать жилые помещение в муниципальную собственность, а Заказчик обязуется уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену. Кроме того, Застройщик обязуется, в том числе, обеспечить строительство жилых помещений в многоквартирном доме и выполнение своими силами или с привлечением подрядчиков всех работ по строительству жилых помещений в многоквартирном доме в полном объеме, включая все работы, предусмотренные проектной документацией, а также иные работы необходимые для строительства многоквартирного дома и для ввода его в эксплуатацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке; сообщать Заказчику по его требованию о ходе выполнения работ по строительству многоквартирного дома и жилых помещений в нем; осуществить завершение строительства многоквартирного дома, в котором расположены жилые помещения, подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и обеспечить государственную регистрацию права собственности Застройщика на жилые помещения в течение шести месяцев с даты заключения Контракта. Заказчик обязуется принять жилые помещения и подписать акт приема-передачи жилых помещений при отсутствии претензий к техническому состоянию жилых помещений.

Цена Контракта включает в себя, в том числе, стоимость жилых помещений и расходы, связанные со строительством многоквартирного дома, в котором расположены жилые помещения, подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Срок, в течение которого застройщик обязан завершить строительство многоквартирного дома и обеспечить государственную регистрацию права собственности застройщика на жилые помещения: не позднее ДД.ММ.ГГ (п.4.1 Контракта).

В случае существенного нарушения требований к качеству работ (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без соразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) Заказчик вправе потребовать от Затройщика устранения недостатков работ.

Таким образом, Контракт содержит условия выполнения работ, связанных со строительством объектов для муниципальных нужд.

В силу требований чч.1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 Закона.

В ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что по общему правилу изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в ряде случаев, предусмотренных указанной нормой.

Частью 1.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на дату заключения дополнительного соглашения к Контракту) предусмотрено, что в 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2015 года N 198 (далее - Правила).

Данные Правила определяют порядок изменения в 2015 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), срок исполнения которых завершается в 2015 году (п. 1).

Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых является, в том числе строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства (подп."б" п. 3 Правил).

В силу п.5 Правил изменение условий контракта, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика (подрядчика, исполнителя) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом решение о внесении изменений в контракт принимает заказчик.

По настоящему делу об административном правонарушении, исходя из существа обусловленных муниципальным контрактом работ и внесенных в него изменений, имеет значение наличие либо отсутствие возможности исполнения контракта без изменения его условий и факт наличия либо отсутствия существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта, применительно к положениям ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь Правилами, ДД.ММ.ГГ ООО «ПО «Железобетон» представило в адрес МКУ «Управление капитального строительства Администрации <адрес>» обращение об изменении сроков исполнения Контракта до ДД.ММ.ГГ. В обоснование предложения указано, что для подключения жилого <адрес> по ГП к городской канализации необходимо провести укладку трубы от 9-го колодца (вдоль <адрес>) до точки врезки в районе компенсатора (<адрес>). В связи с высоким уровнем грунтовых вод данные работы осуществить в установленный срок не представляется возможным, так как существующая труба попадает в откос котлована, а производство земляных работ на обводненных песках в связи с высокой скоростью оползневых процессов может привести к техногенной аварии на канализационном коллекторе.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГ при осмотре строительной площадки наружной канализации на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, стр.***, вдоль <адрес> от колодца *** от точки врезки выявлено, что грунтовые воды находятся на глубине 3,6 м от поверхности земли, что выше отметки низа трубы, что исключает дальнейшее производство работ по монтажу канализации без выполнения специальных инженерных защитных мероприятий по водопонижению грунтовых вод.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГ МКУ «Управление капитального строительства Администрации г.Бийска» сообщило о принятии решения о внесении изменений в Контракт, согласно которым: срок, в течение которого застройщик обязан завершить строительство многоквартирного дома и обеспечить государственную регистрацию права собственности застройщика на жилые помещения: не позднее ДД.ММ.ГГ; срок, в течение которого заказчик обязан обеспечить государственную регистрацию прав муниципальной собственности на жилые помещения: не позднее ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ МКУ «Управление капитального строительства Администрации г.Бийска» и ООО «ПО «Железобетон» заключено соответствующее дополнительное соглашение к Контракту.

Доказательств, свидетельствующих о том, что приведенные застройщиком обстоятельства позволяли исполнить Контракт без изменения срока его исполнения, материалы дела не содержат.

Изложенные обстоятельства вызывают сомнения в виновности генерального директора ООО «ПО «Железобетон» Вейда И.В. в нарушении порядка изменения Контракта, что в соответствии со ст.ст.1.5, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отмены вынесенных по делу актов и прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 25 августа 2016 года и решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2016 года, вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Производственное объединение «Железобетон» имени «В.М. Мозырского» Вейда И. В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Е.А. Бакланов